Ключевые понятия
Помимо моделирования, а не навязывания возможных последствий неприемлемого поведения тактика направленного выбора отличается также тем, что никогда не вбегает в будущее. Это имеет огромный смысл для любого практичного человека.
Независимо от возраста люди стремятся к чувству зачтенное и спокойствия - они хотят быть уверенными Своем положении. Молодые люди «проверяют» взрослых главным образом потому, что стремятся осознать границ собственного пространства. Поэтому, а также твердо в то, что будет более чем справедливо объяснить людям последствия, к которым может привести их поведение многие родители (и учителя) заранее информируют детей о том, что может случиться в той или иной ситуации.
Типичный пример - последствия опоздания на урок. Сколько раз я слышал, как подростки говорят о том, что существенные меры начинают приниматься только после третьего опоздания, а значит, не стращно опоздать на урок первые два раза. Когда человек знает о последствиях, степень риска существенно снижается
Мое мнение таково: с точки зрения укрепления дисциплины, знание последствий приводит к менее эффективным результатам, чем их незнание.
Зная о возможных последствиях, молодые люди могут оценить степень их жесткости и решить, стоят ли такие последствия того, чтобы из-за них отказаться от того, что они хотят или не хотят делать.
Попробуйте подход, который я обычно рекомендую учителям в ситуациях, когда поведение ученика переходит на неприемлемый уровень. Просто скажите тихонько ему на ухо:
- Не волнуйся о последствиях, мы поговорим об этом позже.
Неправильное поведение мгновенно прекращается поскольку внимание ребенка полностью переходит на то, что все-таки произойдет впоследствии.
Развить навыки принятия решений весьма помогают четыре вопроса. Вы можете задать их вслух, а ответы на них получить как в устной, так и в письменной форме. Если ответы будут написаны, только ребенок может принять решение, поделиться ли данной информацией с родителями. Родитель может лишь попросить ребенка сохранить ответы на тот случай, если в будущем понадобится пересмотр сложившейся ситуации. Набор из четырех вопросов выглядит так:
1. Что я сделал? {признание факта)
2. Что я могу сделать, чтобы избежать повторения этого в будущем? (выбор)
3. Что я сделаю? (обязательство)
4. Что поможет мне исполнить взятое обязательство? (схема поведения) последовательность и справедливость
Как я уже говорил, если вы считаете предложенные последствия или схему поведения неприемлемой или безуспешной, просто спросите ребенка:
- Что еще? Что еще? Что еще?
Продолжайте задавать этот вопрос, пока вы оба не достигнете согласия.
Таким образом, решение проблемы заключается в том, чтобы проявлять последовательность в своем подходе, а не сосредоточиваться исключительно на последствиях.
Чтобы доказать состоятельность подобного подхода, просто спросите детей, что предпочитают они сами: чтобы вы относились к ним одинаково или как к отдельным личностям. Они с большей охотой согласятся на то, чтобы вы относились к ним, как к отдельным личностям и чтобы принимаемое решение исходило о них самих. Проявляя последовательность в моделировании, вы поможете каждому ребенку в наилучшей него форме.
13.06.2018