Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Косвенная помощь учителя

Многие ученики, с которыми вся беседа проходила как будто успешно, упорно сопротивлялись предложению работать в группах, однако от всех школьников к концу беседы удалось добиться согласия. Некоторым особенно упорно сопротивляющимся было предложено попробовать посещать группу в течение десяти дней, а затем, если им работа в ней не понравится, уйти. Получив согласие двух-трех учеников, мы поручали одному из них организацию группы. Он должен был выделить товарищей, нуждающихся в такой работе, найти класс для занятий, обеспечить его всем необходимым. Конечно, этот ученик получал косвенную помощь учителя.

При этих условиях, когда предложение шло от самих учеников, почти все неуспевающие школьники класса охотно соглашались посещать группы. Если и были отдельные ученики, которые вначале отказывались от участия в группе, то они через несколько дней после начала систематической работы сами приходили с просьбой принять их.

Работа, организованная описанным образом, привела к положительным результатам. Ученики привыкли ежедневно в определенный час садиться за приготовление уроков.

Вовремя оказанная помощь, совместная работа, ее систематичность и организованность приводили к тому, что эти школьники овладевали знаниями, приобретали в них уверенность, начинали повышать отметки. Группы действительно превратились в небольшие коллективы. Школьники живо интересовались результатом работы своих товарищей, знали, в чем

трудности у того или иного ученика, проявляли заботу друг о друге, перед контрольной работой обеспечивали помощь недостаточно подготовленным, сами включали в группу тех учеников, которые стали неуспевающими после того, как работа уже началась, подчинялись требованиям дежурного, старосты, бригадира выполняли все правила, выработанные для участников группы.

Если учесть, что в основном группы состояли из учеников, не желавших раньше работать, отказывавшихся от дополнительных занятий, имевших хорошие условия для работы дома или в читальне (школа имела два читальных зала с несколькими комплектами учебников для всех классов), мы убедимся, что действительно эта работа дала положительные результаты.

За все время работы всех групп (3 месяца), не было ни одного пропуска без уважительной причины. У всех учеников четвертого и пятого классов резко повысилась успеваемость по всем предметам. У учеников шестого и седьмого классов из-за имеющихся пробелов оценки повысились не у всех и не по всем предметам. Но учителя отмечали, что все ученики стали активнее, внимательнее и что все они значительно лучше выполняли домашние задания. Для многих же школьников оказалось достаточным полутора-двух месяцев, для того чтобы у них изменилось отношение к учебному труду и появилось умение работать.

Например, в IV классе произошло следующее. Ввиду того, что некоторые ученики успевали приготовить уроки быстрее, чем другие, через полтора месяца после начала работы в этой группе для тех школьников, которые выполнили все свои обязанности, организовали чтение вслух художественной литературы кем-нибудь из взрослых. Через неделю после этого оказалось, что почти все ученики группы (всего в группе было 12 человек) начали приходить в школу к девяти часам утра с приготовленными уроками. Они готовили их вечером и утром, выполняли иногда полностью, иногда частично, для того чтобы, поработав утром в школе час-полтора, иметь потом право слушать чтение.

В шестом и седьмом классах вначале было выделено для работы по 16 неуспевающих учеников, из которых многие имели в четверти по две-три «двойки», а остальные по пять-шесть «двоек». Стал вопрос о сокращении группы из-за недостатка места. Надо было вывести из группы VI класса трех, из группы VII класса — двух человек. Тот же вопрос о выводе двух человек стал и в отношении группы V класса, потому что туда оказалось необходимым включить двух новых неуспевающих. Через полтора месяца после начала работы отдельным ученикам на собрании групп предложили готовить уроки самостоятельно дома, указав, что они уже научились работать хорошо и могут справиться сами, а здесь нужны места для тех, кто самостоятельно работать еще не умеет. Пять учеников из семи продолжали хорошо работать уже самостоятельно.

Изложенные исследования дают возможность понять, в чем заключается работа с учениками, не успевающими по причине неумения трудиться и неправильного отношения к труду. Эта работа может конкретно принимать самые различные формы, важно только, чтобы она основывалась на принципах, изложенных выше.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.