Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Личные взаимоотношения ребенка

Личные взаимоотношения ребенка определялись по тому, как фактически относятся товарищи к ребенку: любят ли его, предпочитают ли ему других детей, хотят ли с ним играть, общаться, трудиться. Отношение других детей к ребенку сопоставлялось с тем, кого из детей предпочитает он сам, с кем бы больше всего хотел гулять, играть, трудиться, т.е. определялось, удовлетворен или не удовлетворен ребенок тем, как сложились его взаимоотношения с товарищами.

Точно так же выяснялось, удовлетворен ли ребенок установившимися у него деловыми взаимоотношениями, каковы его притязания в этой области, стремится ли он к каким-нибудь иным общественным обязанностям, кроме тех, которые он имеет, каковы его возможности в этой области и т.п.

Для выяснения этих вопросов использовались: наблюдения, экспериментальные беседы с самим ребенком и с другими детьми об этом ребенке, данные, полученные от учителей и воспитателей.

Кроме того, применялись некоторые экспериментальные приемы. Так, для выяснения личных взаимоотношений ребенка использовался экспериментальный прием, который явился видоизменением социометрической методики, разработанной Дж. Морено. В диссертации Я.Л. Коломинского, проведенной под руководством Л.И. Божович, дан критический анализ теории Дж. Морено, который нам представляется правильным. Поэтому ни на изложении теории Дж. Морено, ни на ее критике мы останавливаться не будем.

Как правило, социометрическая методика используется для выяснения характера взаимоотношений, типичных для данной группы детей.

В нашем исследовании стояла иная задача. Выяснение общего характера взаимоотношений детей в классе нужно было постольку, поскольку это было необходимо для выявления взаимоотношений изучаемого нами ребенка с другими детьми. Поэтому, хотя мы использовали обычный для социометрии методический прием выбора предпочитаемых товарищей для совместной деятельности или общения, однако и конкретное проведение опыта и обработка данных (не говоря уже о теоретическом их истолковании) в наших опытах отличны от того, с чем имеет дело социометрическая методика.

Для нашей цели не нужно было ни составление социограммы, ни выяснение всех существующих между детьми взаимоотношений, ни выделение наиболее и наименее популярных детей.

Использованный в данной работе экспериментальный прием заключался в следующем. Детям в классе предлагалось написать имена трех детей, с которыми они хотели бы поехать в лагерь; через некоторое время (2—3 недели) им снова предлагали указать фамилии трех предпочитаемых товарищей, на этот раз для проведения уборки, и, наконец, в третий раз они выбирали товарищей для совместной прогулки. Таким образом, каждый ребенок имел возможность выбрать определенное количество детей (но не больше девяти человек).

Сопоставление данных по выбору того или иного ребенка с данными, полученными для других детей, дает возможность судить о том, каково фактическое положение этого ребенка в области личных взаимоотношений.

Например, можно думать, что положение ребенка, которого выбрали всего один или два человека, является худшим, чем положение ребенка, который получил шесть — восемь выборов. Важным показателем является также взаимность выбора ребенка. Если ребенка выбирают те дети или хотя бы некоторые из тех детей, которых выбрал он сам, можно предполагать, что этот ребенок удовлетворен тем, как сложились его личные взаимоотношения с товарищами. И, напротив, отсутствие взаимности в выборе должно свидетельствовать о том, что здесь имеет место неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с товарищами и, следовательно, его положение в области личных взаимоотношений нельзя считать хорошим.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.