Личные взаимоотношения с другими детьми
Женя не проявил никакого недовольства результатами выборов. Хотя он знает, что для совместной игры его выбрал только один мальчик, он вполне доволен этим и не претендует на большее (как мы уже указывали, этот выбор был взаимным, следовательно, и Женя проявляет к этому мальчику симпатию и хорошее отношение). Хотя его выбрал только один ребенок, Женя утверждает, что все дети его любят и хорошо к нему относятся.
На вопрос, кто его выбрал, Женя отвечает: «Меня Сережа играть вместе выбрал. Мы с ним дружим».
Эксп. А еще кто тебя выбрал?
Женя. Больше никто. У нас все по одному дружат.
Эксп. А тебе хочется еще с кем-нибудь дружить?
Женя. Зачем? И так хорошо, ребят много, мы вместе всегда играем, весело.
Эксп. Кто тебя выбрал для поездки в лагерь?
Женя. Никто.
Эксп. А для уборки?
Женя. Тоже никто.
Эксп. Почему?
Женя. Не знаю.
Эксп. Может быть, ты плохо убираешь?
Женя. Почему, я хорошо всегда все убираю. Я полы хорошо мою.
Эксп. А все другое ты тоже хорошо делаешь?
Женя. Я все умею делать.
Эксп. Но, может быть, ты умеешь, но не делаешь?
Женя. Я, когда дежурный, всегда полы мою и убираю все: пыль вытираю, в тумбочках убираюсь, костюмы вешаю.
Эксп. Тогда почему же тебя никто не выбрал?
Женя. Не знаю. Но он не обвиняет и ребят.
Эксп. Может, ребята плохие?
Женя. Почему? Они хорошие.
Эксп. Смотри, они тебя не выбрали, а ты хорошо убираешь и полы моешь.
Женя. Нет, у нас все хорошие.
И в последующих беседах Женя также не проявил недовольства теми взаимоотношениями, которые сложились у него с товарищами, и не выявил стремления как-нибудь изменить эти взаимоотношения.
Такое отношение Жени к своему положению среди товарищей, очевидно, можно объяснить тем, что у мальчика действительно мало поводов жаловаться на свою жизнь среди одноклассников. Хотя он не пользуется, как мы уже указывали, любовью и уважением товарищей, он никогда не бывает один: Женя является участником всех игр, которые организуют его товарищи, шалостей, которые они затевают, бесед, которые они ведут. В этом классе жизнь детей организована так, что вообще ребенок, если он хочет и если он ничем не восстановил против себя других детей, может принимать участие во всех общих играх и делах.
Итак, мы видим, что у Жени отсутствуют неадекватность и противоречия в области взаимоотношений с товарищами. Он удовлетворен тем, как сложились эти взаимоотношения, и не стремится к другим. Это дает повод считать, что и аффективные переживания в этой области у мальчика отсутствуют.
13.06.2018