Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Материалы бесед с ребенком

Так как материал, полученный из бесед, очень велик, приведем для примера только несколько отрывков из этих бесед.

Эксп. Ты была в классе, когда дети выбирали товарищей для совместной поездки в лагерь?

Таня. Да.

Эксп. Кого ты выбрала?

Таня. Не помню кого.

Эксп. Как это не помнишь?

Таня. А что? Ведь это давно было, не знаю — и все.

Эксп. Наверное, Борю?

Таня. Нет, стану я его выбирать, он дерется.

Эксп. Так кого же ты выбрала?

Таня молчит.

Эксп. Не знаешь?

Таня молчит.

Только после того как беседа некоторое время касалась других тем (игры, чтения, кино), появилась возможность снова вернуться к этому вопросу. Но и здесь девочка была очень немногословна и фактически избегала разговора на эту тему.

Эксп. Ты вспомнила, может быть, кого ты выбрала?

Таня. Любу 3. Она меня тоже выбрала.

Эксп. Откуда ты знаешь?

Таня. Я спрашивала. Еще Наташа меня выбрала, а я ее.

Эксп. Еще кого?

Таня молчит.

Эксп. А тебя кто еще выбрал?

Таня. Не знаю.

В этой беседе так и осталось не выясненным, помнит ли Таня имена еще двух выбранных ею товарищей, и просто не хочет об этом говорить, или действительно их забыла.

Здесь только следует указать, что обеих названных в этой беседе девочек она действительно выбрала, и они в свою очередь выбрали ее и что выбранные ею еще два товарища (Леня и Наташа) ее не выбрали.

Приведем еще один пример.

В другой беседе (проведенной через несколько дней после одного из очередных конфликтов) Таня вначале на все вопросы экспериментатора давала такие же односложные, ничего не значащие ответы, либо вообще не давала ответов. Только после того как экспериментатор до разговора о взаимоотношениях Тани с детьми побеседовала с ней на другую (интересующую ее) тему, девочка начала вести себя иначе.

Эксп. А как, по-твоему, серьезно ребята выбирали товарищей для поездки в лагерь, или писали лишь бы написать?

Таня. Нет, мы всерьез выбирали, ведь В. М. обещала в одно звено поместить, кого выбирали.

Эксп. А чем бы тебе хотелось в звене заниматься?

На этот вопрос Таня дает подробный ответ, охотно рассказывая, чем бы она хотела заниматься в звене и кого бы она хотела там иметь товарищами, назвав именно тех детей, которых она выбирала в свое время.

Эксп. Ты их и выбирала, когда писала, с кем хочешь поехать в лагерь?

Таня. Конечно их, кого же еще?

Эксп. Леня и Наташа тебя выбрали?

Таня. Не знаю.

Эксп. Разве ты их не спрашивала?

Таня молчит.

Эксп. Как ты думаешь, выбрали они тебя или нет?

Таня. Выбрали, наверно.

Эксп. Почему ты думаешь?

Таня. Потому что мы дружим.

Эксп. С кем ты дружишь?

Таня. С Любой, и она со мной.

Эксп. А Леня и Наташа выбрали тебя?

Таня. Не знаю, наверное, да.

Однако в дальнейшей беседе, которая длится довольно продолжительное время, Таня с уверенностью заявляет: «Меня Леня не выбрал, он одних мальчишек выбирает, из девочек он только Наташу выбрал, они дружат». Так же определенно она рассказывает, кого именно выбрала Наташа 3. (второй ребенок из выбранных ею, но не выбравших ее).

И, наконец, вот еще один отрывок из беседы с Таней.

Эксп. С кем ты играешь?

Таня молчит.

Эксп. У вас девочки всегда все вместе или дружат с кем-нибудь одним?

Таня. Да, вместе все.

Эксп. Разве нет у каждой девочки подруги, с которой она хочет больше всего играть, гулять, разговаривать?

Таня. Не знаю, играем вместе, и все.

Эксп. А я видела, Наташа К. и Наташа 3. стараются всегда вместе сесть, вместе играют, все время вместе.

Таня. Ну, они дружат...

Эксп. А ты с кем?

Таня молчит.

Эксп. У тебя есть подруга?

Таня молчит.

Эксп. Почему ты не отвечаешь?

Таня. Так.

Таким же образом беседа ведется еще некоторое время.

Однако как только экспериментатор перевел разговор на взаимоотношения Тани с девочкой, не обучающейся в школе-интернате, но проживающей с ней в одной квартире и очень хорошо относящейся к Тане, беседа приобрела иной характер. Исчезли ответы «не знаю», отмалчивание, недоговоренность. Таня оживляется и подробно рассказывает о своей подруге Оле, о совместных играх с ней, прогулках, посещении кино, о том, какая она «хорошая» и как они «дружат».

После этого Таня откровенно рассказала и о своих взаимоотношениях в школе-интернате.

Таня. У меня здесь тоже есть подруга — Люба.

Эксп. А с Наташей тебе хотелось бы дружить?

Таня. Хотелось бы, она хорошая девочка, только у нас не выходит.

Эксп. Не получается? Почему?

Таня. Она уже дружит с Наташей К., и Леня тоже с ними.

Эксп. А с тобой?

Таня. А со мной они не так уж.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.