Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Материалы экспериментов

Приведем некоторые материалы из наших экспериментов.

При предварительном изучении мы выяснили, что Петя В. умеет прибавлять единицу в уме. Однако в процессе занятий он избегал пользоваться этим интеллектуальным приемом. Он вообще производил арифметические действия очень неохотно, всегда считал при помощи пальцев, если же от него требовали, чтобы он считал без пальцев, мальчик начинал гадать.

В игре же весь процесс решения арифметических примеров протекал иначе. Петя начинал пользоваться интеллектуальным приемом, активно считал в уме, прибавляя единицу, напряженно думал, значительно меньше ошибался и, в конце концов, настолько овладел этим приемом, что смог пользоваться им и в процессе занятий. Однако нам не удалось в этой серии экспериментов научить его прибавлять в уме числа больше единицы — два или три. Учительница объясняла Пете, как надо прибавлять два, присчитывая по одному, но он этого приема не смог усвоить и не пользовался им ни на занятиях, ни в игре.

У другого мальчика Коли Б. при предварительном изучении нам не удалось обнаружить умения пользоваться приемом сложения в уме. Он считал при помощи пальцев, но очень медленно и с ошибками.

Подробные объяснения учительницы не дали положительных результатов. Не помогли в этом отношении и проводившиеся нами эксперименты. Однако Коля начал значительно лучше считать при помощи пальцев сначала во время игры, а затем и на занятиях.

С увеличением числа экспериментов по обучению увеличивалось и количество случаев, когда дети, продвигавшиеся в обучении в начале наших экспериментов, затем переставали усваивать новый материал. В результате этой серии опытов стало очевидным, что изменение мотива деятельности является необходимым для того, чтобы вызвать у интеллектуально пассивного ребенка активную интеллектуальную деятельность в тех пределах, в которых возможно использование навыков и приемов, уже ставших достоянием ребенка. Однако этого оказалось еще недостаточно для того, чтобы интеллектуальная активность проявилась и при усвоении нового материала. Очевидно, здесь нужны были еще какие-то дополнительные условия.

Для того, чтобы понять причину этого явления, мы решили проанализировать, в каком состоянии находятся навыки и интеллектуальные приемы, которыми пользуются интеллектуально пассивные дети, переставшие продвигаться вперед в обучении. Выяснение этого вопроса казалось нам важным по следующим соображениям. Как видно из наших материалов, переход к новому интеллектуальному умению может осуществляться ребенком на основе уже хорошо усвоенных им интеллектуальных действий и приемов. Мы имели поэтому все основания предполагать, что в тех случаях, когда ребенок не усваивает материал, требующий от него усвоения и новых интеллектуальных умений, он недостаточно или не так, как надо, владеет предыдущими навыками, необходимыми для усвоения этого умения. Надо отметить, что иногда обучение тому или иному действию непосредственно опирается не на те приемы, которые в обучении были усвоены только что, а на те, которые должны были быть усвоены еще раньше. Поэтому может оказаться, что ребенок, даже, овладев полностью каким-нибудь разделом учебного материала, начнет испытывать трудности при переходе к новому разделу потому, что усвоение его предполагает наличие тех интеллектуальных умений, которые должны были сложиться при изучении разделов, предшествовавших только что усвоенным.

Исходя из этих соображений, мы во второй серии экспериментов решили изучить то, как владеют интеллектуально пассивные дети теми навыками и приемами, которые они должны были приобрести в процессе обучения. Для этой цели нельзя было использовать испытуемых с резко выраженной интеллектуальной пассивностью, так как они не овладевали почти никакими интеллектуальными приемами, во всяком случае, не пользовались ими. Поэтому мы специально отобрали детей с менее выраженной интеллектуальной пассивностью, т.е. детей, которые хотя очень медленно и с большим трудом, но все же приобретали интеллектуальные навыки и приемы и так или иначе пользовались ими в своей учебной работе.

Всего мы изучили четырех таких учеников.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.