Методы школьного обучения
Отличие от методов обычного школьного обучения заключалось в необходимости научить детей совершать правильное внешнее действие с предметами, аналогичное тому умственному действию, которому они должны научиться. Только после прочного и хорошего усвоения детьми правильно построенного внешнего действия оказывался возможным переход к следующему этапу.
В обычном школьном обучении после действия с предметами переходят к счету в уме. Однако у этих детей переход к счету в уме сразу после действия с предметами не совершался. И это понятно, так как этот переход от внешнего действия к действию в уме очень труден и не совершается автоматически. Поэтому понадобилось ввести промежуточный этап обучения, который заключался в том, что испытуемые действовали уже в уме, без внешних предметов, но совершали еще полное развернутое действие, руководствуясь образами предметов, сопровождая свое действие речью вслух.
В школьной практике при обучении тем или иным приемам этот второй этап, как правило, пропускается большинством учителей. Но с интеллектуально-пассивными детьми большое принципиальное значение имеет именно этот второй этап, т.е. действие уже в уме, вслух и без предметов, но с сохранением всей структуры полного развернутого действия с предметами.
Для этих испытуемых переход к сокращенному действию в уме без данного, промежуточного этапа оказался невозможным. Попытки сократить этот этап в обучении показали, что ребенок при этих условиях не усваивал правильных приемов счета в уме, и к этому действию вслух все равно приходилось возвращаться.
Таким образом, в исследовании мы пришли к установлению трех стадий, которые должно пройти обучение интеллектуально-пассивных детей умственным действиям, а именно:
1) обучение ребенка внешнему действию с предметами, построенному аналогично тому интеллектуальному действию, которому его должны были обучить;
2) совершение ребенком этого действия вслух, в воображаемом плане, при оперировании не реальными предметами, а их образами;
3) совершение этого интеллектуального действия в уме.
На третьем этапе становились возможными сокращения действия, что сказывалось, прежде всего, на времени протекания всего действия, которое сокращалось иногда в 10— 15 раз (вместо 45—50 секунд ребенок начинал выполнять ту же операцию за 3— 4 секунды).
Итак, построив у этих детей внешнее действие с предметами аналогично тому умственному действию, которому обучали ребенка, исследователи сумели совершить активно организованный закономерный перевод этого внешнего действия во внутреннее умственное действие.
13.06.2018