Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Мыслительная деятельность

Всякая мыслительная деятельность опирается на какие-то определенные, уже прежде сформированные умственные знания, навыки и умения. Вначале (в преддошкольном и отчасти дошкольном возрасте) они формируются в процессе игровой и практической деятельности. Однако уже в дошкольном возрасте интеллектуальные умения и знания начинают приобретаться в процессе собственно познавательной деятельности, на основе первоначально уже сформированных в игре и практической деятельности умений, навыков и знаний. Например, маленький ребенок в игре, при выполнении несложных поручений, в беседах, разговорах, слушании рассказов получает первоначальные знания о числе. Он усваивает различные арифметические понятия, знакомится с числом, часто знает обозначение чисел и даже научается складывать и вычитать. У многих детей на основе приобретенных арифметических знаний и умений возникает интерес к этой области знаний. Они охотно начинают производить различные доступные их возрасту вычисления не только потому, что это требуется игрой или их практической деятельностью, а потому, что им интересно узнать, что получится, охотно решают арифметические задачи и примеры, часто устраивая в свою очередь из этих занятий игру.

В результате у этих детей не только закрепляются уже имеющиеся арифметические знания и умения, но и создаются новые (так как в случаях непонимания или неумения они обращаются к старшим детям или взрослым). Поэтому многие дети семи лет, приходя в школу, хорошо владеют числовым рядом. Как было выяснено путем специального изучения детей, поступающих в школу, многие из них считают в прямом и в обратном порядке в пределах 100, считают десятками, умеют быстро в уме прибавлять и отнимать в пределах 100. У других этих знаний меньше, но большинство детей, поступающих в школу, хорошо владеет элементарными знаниями о числовом ряде и имеет элементарные представления о соотношении чисел внутри числового ряда; например, что стоит впереди или после данного числа, какое число больше (меньше) на единицу.

От ребенка семи лет при усвоении систематических арифметических знаний требуется активная мыслительная работа, которую он вполне может осуществить в условиях обычного школьного обучения в том случае, если он достиг того умственного развития, на которое мы указывали, и если он имеет в результате этого соответствующие знания и навыки.

То же можно сказать и в отношении умений и знаний по русскому языку. Обучение чтению требует от ребенка активной мыслительной работы, которая возможна только при условии наличия у него определенного речевого развития и уже приобретенных прежде определенных интеллектуальных умений и знаний в этой именно области (например, ребенок должен правильно произносить звуки речи, уметь их слышать, выделять, дифференцировать).

Точно так же обстоит дело и с общим умственным развитием ребенка. Без наличия у него определенного круга представлений и знаний, без сформированного общего познавательного отношения к действительности, сложившегося в дошкольном возрасте, невозможно обеспечить даже у первоклассника активную интеллектуальную деятельность в процессе обучения.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.