Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Неадекватные реакции ребенка

И, наконец, характер проявляющихся у Тани в учении неадекватных реакций подтверждает высказанное выше предположение о том, что у нее с этой областью, очевидно, не связаны сильные аффективные переживания. Из изложенных выше материалов видно, что ее неадекватность в учебной деятельности имеет как бы промежуточный характер и приближается к правильным реакциям. Эта неадекватность утратила уже характер той защитной реакции, которая позволяет ребенку не замечать нелогичности и ни в коем случае не допускать в сознание фактов, которые могут поколебать его самооценку. Это видно и в быстро наступающем переходе от неадекватных мотивировок к правильному признанию своей несостоятельности в определенных олимпиадах, и в ее быстром отказе от выбора трудных задач, свидетельствующем об адекватной оценке Таней своих возможностей.

Есть все основания предположить, что в III классе мы столкнулись с процессом изменения самооценки и уровня притязаний Тани в учебной деятельности. Можно думать, что от более высокой в I, II классах она постепенно снижается в III классе. В I класс девочка пришла с высокой самооценкой, которая распространялась и на учебную деятельность. Постепенно под влиянием результатов деятельности ее самооценка в учении начинает выделяться из общей самооценки и приходит в соответствие с ее возможностями.

Указанные выше моменты — частичный успех (хотя и не в самых главных видах учебной деятельности) и положительная оценка учителями се отношения к учению несколько замедляют этот процесс, в результате чего к III классу сохраняется, хотя и колеблющаяся, но еще завышенная самооценка и уровень притязаний.

Если эти предположения верны, мы должны обнаружить у Тани в IV классе в учении адекватные или почти адекватные самооценку и уровень притязаний независимо от того, какими они являются в других областях, а в I классе и то и другое должно быть завышенным. Но прежде чем продолжать дальнейшее изложение, мы хотели бы остановиться на одном вопросе.

Нельзя ли вообще объяснить многие из перечисленных особенностей поведения Тани не указанными выше причинами (аффективными переживаниями и отрицательными привычками поведения), а какими-нибудь другими индивидуальными особенностями девочки или более общими особенностями, свойственными всем детям этого возраста?

Может быть, здесь дело вовсе не в аффективных переживаниях, а в том, что дети этого возраста вообще не умеют оценить свои возможности, найти причину того или иного явления, а может быть, у Тани просто проявляется присущая детям неустойчивость суждений или же нежелание сознаться в том, что она не умеет справиться с одним, плохо знает другое. В том, что дело обстоит совсем не так, мы можем убедиться, если сравним, как вела себя Таня при использовании тех же экспериментальных приемов, но в отношении других видов деятельности, а также при сравнении поведения Тани и других детей в одинаковых ситуациях.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.