Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Небрежность или недобросовестность в учебном труде

С этими учениками, а также с каждым учеником, который по какой-либо причине проявлял небрежность или недобросовестность в учебном труде, немедленно организовывалась и систематически велась и во II и в III классе такая же работа. При условии ее правильного проведения во II и III классе получались такие же положительные результаты, как и в I классе.

Несколько иначе строились, хотя они и основывались на тех же положениях, психолого-педагогические исследования, проводившиеся с неуспевающими учениками описываемой группы в средних классах. Особенности работы с ними объяснялись следующими обстоятельствами.

В случаях, когда с учениками, не успевающими по причине неправильного отношения к учебному труду, не организована с первых дней обучения соответствующая педагогическая работа, с ними происходят в средних и старших классах большие изменения. Если недостатки в отношении школьников к учебному труду своевременно не преодолены, эти школьники оказываются в очень тяжелом положении. Оставаясь в школе, они вынуждены продолжать учиться, несмотря на свою нелюбовь к учебному труду и фактическое отсутствие умения работать. К этому у многих из них по крайней мере вначале прибавляются неприятные переживания, связанные с сознанием того, что они не выполняют свой долг школьника. Все это заставляет их так или иначе приспособиться к школьной жизни, установить для себя какое-то равновесие.

В зависимости от конкретных условий жизни дома и в школе, от того, как сложились их взаимоотношения с учителями, родителями и товарищами, от опыта, каждый такой ребенок находит для себя способ поведения и выполнения учебной деятельности. Так, некоторые ученики устанавливают для себя тот минимум обязанностей, выполнение которых обеспечивает им на какой-то период более или менее спокойную жизнь. Другие хитрят, обманывают. Есть такие школьники, которые заявляют, открыто о том, что они ничего не выполняют и не желают выполнять. Но большинство школьников под нажимом учителей, родителей, общественного мнения, товарищей с трудом, мучительно для себя и окружающих пытается работать, недостаточно и плохо справляясь со своими учебными обязанностями. В результате у них возникает к учению в школе отрицательное эмоциональное отношение. Многие из этих учеников являются неуспевающими временно или систематически. У них появляется неправильная самооценка, они считают себя безвольными, неумелыми, убеждены, что не смогут повысить свою успеваемость.

В связи с этим по отношению к таким ученикам возникает задача не только сформировать правильное отношение к учебному труду и умение трудиться, но преодолеть также те или иные отрицательные привычки, возникшие в процессе неправильно построенной учебной деятельности. Кроме того, очень часто работу с этими учениками приходится начинать с преодоления имеющегося у них отрицательного отношения и «смыслового барьера» к учению вообще или к тем или иным видам учебной работы.

При организации работы с этими учениками не следует также упускать из виду, что у них, как правило, имеются большие пробелы в знаниях, без ликвидации которых даже в случае изменившегося отношения к учебному труду ученик не сможет стать успевающим. Необходимо также учитывать, что часто изменения, которые должны произойти, наступают медленно, постепенно и требуют большой затраты усилий как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Поэтому и результаты в учебной деятельности у такого школьника, несмотря на то, что он уже начал лучше и старательнее работать, появляются не сразу. Если ученик не будет хорошо осознавать это обстоятельство, в тех случаях, когда ему не удастся сразу добиться хорошей успеваемости, он может легко разочароваться и прекратить всякие усилия, направленные на повышение успеваемости.

В исследовании, которое проводилось с учениками средних классов школы, учитывались все эти моменты.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.