Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Недисциплинированное поведение школьника

В процессе изучения мы окончательно убедились, что наше первоначальное предположение, объясняющее недисциплинированность Васи, ошибочно.

Против наличия привычного агрессивного, грубого и озлобленного поведения говорило то, что это поведение проявлялось избирательно. Дело было не только в том, что наблюдалась большая разница между поведением Васи дома и в школе. Такое различие, хотя и редко, мы встречали у школьников, даже и в тех случаях, когда никакой причины недисциплинированности, кроме уже сформировавшихся привычек, не выявилось.

Отказаться от выдвинутой гипотезы нас заставил следующий факт. В первых беседах при попытке ближе познакомиться с мальчиком, как мы уже указывали, он вел себя с нами так же, как с учительницей, директором, товарищами. Отвечал грубо, был очень резок, агрессивен, замкнут; мог повернуться спиной, не ответить на вопрос совсем или прекратить разговор репликой: «А вам что, вам какое дело?» Но уже в этих беседах мы заметили, что мальчик как-то становился мягче, охотнее разговаривал, меньше грубил, когда речь шла не о школе, а о его семье, особенно о матери. Эти соображения побудили нас временно, специально для проверки, прекратить вообще беседы с ребенком о школе и попробовать, сосредоточив весь наш интерес на семье и семейных взаимоотношениях, изменить отношение мальчика к нам и его поведение во время общения с нами. Результаты превзошли все наши ожидания. Через несколько дней Вася в отношении к нам стал вежлив, внимателен, предупредителен. Очень обрадовался предложению прийти к нему в гости. Ждал нас после уроков, проводил до дому.

Однако и теперь он снова замыкался и прекращал разговор и общение вообще, как только мы пытались перейти к разговорам о школе. Такое избирательно отрицательное отношение Васи к школе и всему, связанному с ней, при наличии резких различий в его поведении дома и в школе заставило нас, в противоположность тому, что мы предполагали, а также тому, что выяснилось при первом знакомстве, снова вернуться к гипотезе о наличии аффекта, несмотря на то, что мы еще не нашли его источников, не понимали, что именно его вызывает и почему он возник. На выяснение этих вопросов и было направлено дальнейшее изучение.

После того как был установлен контакт с мальчиком, совсем иначе отнеслась к нам и мать. Мы получили возможность более подробно изучить, как складывалась жизнь Васи в семье и школе, какие установились у него взаимоотношения с окружающими людьми (с учителями, с матерью, с сестрами), что влияло на создание этих отношений, как относится он сам к тому, что с ним происходит, как относятся к этому все члены семьи, к чему он стремится.

Все материалы, полученные нами в процессе этого изучения, помогли нам, наконец, понять, что именно вызывает недисциплинированное поведение Васи в настоящее время и каким образом оно возникло. Конечно, говорить о чем-нибудь абсолютно уверенно, как и делать какие-нибудь достоверные выводы, в данном случае было очень трудно, потому что приходилось пользоваться материалами, касающимися первых лет обучения Васи в школе, т.е. двух-, трехлетней давности. Почти единственным источником получения этих материалов явились рассказы матери. Конечно, с ней велась беседа таким образом, чтобы ответ на интересующий нас вопрос мы получали в беседе, только косвенно касающейся этого вопроса. Мы использовали в беседе также совсем как будто посторонние темы, в которых, тем не менее, вскрывали интересующие нас факты и события, сопоставляли данные, полученные в разных частях беседы, в разные дни, на разные темы, а также материалы, полученные от матери, сестры, соседей и в школе. Короче, мы вели с матерью такую же экспериментальную беседу, какую мы ведем обычно со школьником, когда хотим выяснить те или иные интересующие нас события, факты, мотивы и отношение к этим фактам. Однако заинтересованность матери, относительно долгий срок, который прошел с того момента, как наступили трудности, заставляет нас очень осторожно относиться ко всем полученным материалам. Конечно, мы имеем много пробелов в материалах, не можем до конца объяснить некоторые явления, имеем право только предположительно говорить о других. Тем не менее, в общих своих чертах этот случай нам стал понятен, удалось выяснить основную причину недисциплинированности мальчика, что дало возможность организовать соответствующие воспитательные воздействия, направленные на преодоление его недисциплинированности.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.