Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Неуспевающие школьники

В эту же группу неуспевающих школьников часто попадают, однако, и такие ученики, у которых не сформировалось правильное отношение к учебному труду, несмотря на то, что все предпосылки для этого формирования при поступлении в школу у них были, и они были готовы к обучению в школе в этом отношении. Причиной неуспеваемости этих школьников является неправильная организация их учебной деятельности в школе. Мы указывали уже выше, что учебная деятельность есть деятельность трудовая и что она требует от школьников определенного отношения, а также наличия умений и навыков, характерных для всякой трудовой деятельности. Но учебная деятельность имеет также и свои специфические особенности, отличающие ее от другой какой-либо трудовой деятельности. В силу этих специфических особенностей учебная деятельность предъявляет к школьнику ряд требований, характерных именно для нее.

В самом начале обучения возможность отвечать этим требованиям обеспечивается общей готовностью школьника к труду, о которой мы говорили выше, формирующейся еще до школы. Новые умения и новые возможности, необходимые для дальнейшего выполнения учебной деятельности, должны формироваться у школьников уже в процессе выполнения правильно построенной учебной трудовой деятельности. Происходит это следующим образом. Когда ребенок поступает в школу, перед ним впервые в его жизни в новой для него учебной деятельности появляются новые обязанности, к нему впервые начинают предъявлять новые требования. Сначала эти обязанности и требования несложны, и ребенок, готовый к обучению в школе, легко справляется с ними. Однако они растут и усложняются довольно быстро. Для выполнения этих требований уже недостаточно тех умений и возможностей, с которыми ребенок поступает в школу. Как бы хорошо ни был он подготовлен к поступлению в школу, эта готовность обеспечивает возможность отвечать только тем требованиям, которые встают перед ним в начале обучения, возможность выполнять только первые обязанности. Для того чтобы ученик продолжал успешно справляться и с более сложными и трудными задачами, встающими впоследствии в обучении, нужно, чтобы у него развились имеющиеся у него навыки и умения, а также сформировался целый ряд новых. Кроме того, более сложная учебная деятельность предполагает уже наличие у школьника определенных качеств личности, как, например, чувства долга, ответственности и старательности в учебной работе, активности и самостоятельности в ее выполнении.

Эти необходимые новые качества личности, новые умения, новое отношение к учебному труду формируются в процессе самой учебной деятельности. Но эти изменения в личности школьника происходят при определенных условиях выполнения учебной деятельности, при определенной ее организации. Решающими условиями здесь является наличие достаточной трудовой нагрузки для каждого школьника, с одной стороны, и обеспечение достаточной самостоятельности выполнения учебной деятельности, с другой.

Разберем каждое из этих условий в отдельности. Вопрос о трудовой нагрузке каждого ученика в процессе его обучения в школе является очень сложным.

Сложность решения этого вопроса в практике школы связана с различной подготовкой и с индивидуальными особенностями отдельных учеников, например, с различным темпом работы, легкостью или трудностью усвоения. В результате этого, например, одно и то же задание оказывается легким и не представляет никакого труда для одних учеников в то время, как для других выполнение его является очень трудным и сложным делом, или один ученик выполняет задание очень быстро, в то время как другой затрачивает на это значительное время. Особенно большое значение эти факторы имеют в начале обучения, когда у школьников только начинают вырабатываться учебные трудовые привычки и умения, влияющие на их отношение к учению.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.