Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Низкое умственное развитие

У мальчика низкое умственное развитие, представления об окружающем спутаны, на многие вопросы из тех, которые не затрудняют его одноклассников, он вообще не в состоянии дать ответ. Речь бедная, невыразительная, запас слов маленький. Женя не может выполнить самостоятельно почти ни одного задания. Он ждет, пока ему помогут или пока он получит возможность списать у товарища. Самостоятельно Женя решает примеры и задачи всегда неправильно. Нередко можно было наблюдать, как ему приходилось переделывать решение примеров или задач по пять раз, так и не добившись правильного решения. Очень много ошибок отмечалось и при выполнении упражнений по русскому языку. Техника чтения, несмотря на то, что мальчик учился в III классе, очень слабая. Женя плохо пересказывает текст, не улавливает главной мысли, многое забывает, плохо понимает содержание.

Те же данные мы получили, когда провели специальные наблюдения над тем, как выполняет Женя домашние задания в условиях лаборатории, когда ему никто не мешает, и его не торопят. Не имея возможности списать или незаметно воспользоваться подсказкой, Женя проявил полную беспомощность. Он плохо понимал объяснения, да и не старался их понять, стремясь при первом же намеке поскорее выполнить задание. Проверка показала, что у мальчика имеются пробелы в усвоении программ I и II классов по русскому языку и по арифметике.

Однако Женя проявляет в учебной деятельности довольно высокую (по сравнению со своими возможностями), правда, очень неустойчивую самооценку. В беседе он утверждает, что хочет и вполне может учиться на одни «пятерки». Получив плохую отметку, он плачет; злится, обижается. Заявляет, что это несправедливо, что он все знает, а когда ему указывают на ошибку или недостаточно хорошие знания, он находит случайные причины, якобы мешающие ему. То, например, он утверждает, что ему помешала сидящая рядом девочка, «мешает слушать, толкает, ставит кляксы в его тетрадь» (на самом деле он сидит на первой парте, перед столом учительницы, а рядом с ним сидит спокойная, дисциплинированная девочка, отличная ученица), то уверяет экспериментатора, что в классе «было очень шумно и даже не слышно, что учительница говорит», и это также совершенно не соответствует действительности. Однако после того как экспериментатор в беседе выражает сомнение насчет выдвинутых им причин, он довольно быстро соглашается с тем, что действительно читает плохо и задачи решает «не так уж хорошо», но тут же добавляет, что он «подучится немножко и будет получать одни «пятерки».

Таким образом, выявляется, во-первых, высокий, по сравнению с возможностями, уровень притязаний и самооценки мальчика в учении; во-вторых — неадекватность как в нахождении причин, которыми Женя объясняет свою неуспеваемость, так и в его реакции на неуспех.

Такую же картину мы получили и при выборе Женей задач для решения. Завышенный уровень притязаний проявляется в его первом выборе. Мальчик, который по арифметике в основном имеет «тройки» и который ежедневно при приготовлении уроков испытывает затруднения в решении задач, выбирает сразу же задачу № 9, говоря при этом: «Мне дайте самую трудную».

Для того чтобы проверить, что этот выбор не является случайным, мы предложили Жене выбирать для решения не арифметические задачи, а задачи (также разной трудности) на постройку из кубиков по образцам. В противоположность выбору арифметических задач здесь Женя сразу выбрал задачу № 1, мотивируя свой выбор тем, что он не знает, какие это задачи, «может быть, я еще не умею их решать, возьму полегче». Так же он ведет себя при выборе задач на складывание по образцам из пластинок. Складывать кубики (так же как и пластинки) по образцам Жене раньше не приходилось. В этой незнакомой для него деятельности, в которой у него еще не возникли ни самооценка, ни уровень притязаний, он ведет себя вполне адекватно, хочет сначала на легких задачах ориентироваться в своих возможностях.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.