Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Новая учительница

Однако пришедшая в III класс новая учительница не разобралась в подлинных знаниях и возможностях мальчика. Она решила, что поощрением его можно заставить более старательно и прилежно учиться. Будучи уверена в том, что Женя может стать хорошим учеником, она начала ставить ему значительно лучшие отметки, чем он получал до сих пор и чем он заслуживал. Она часто хвалила его, выражая надежду, что скоро он сумеет учиться совсем хорошо, и т.д. В этот период, как показывают наблюдения, Женя действительно начал проявлять больше старательности и усердия, чем раньше. Но, как мы уже указывали, он не мог хорошо учиться без специально проведенной работы учителя по повышению его умственного развития и ликвидации пробелов. А эта работа с ним не проводилась.

Таким образом, несмотря на то, что фактически мальчик не начал учиться лучше, его объективное положение, как ученика, изменилось. Это изменение заключалось в гораздо более повышенной оценке, которую он получал теперь от учительницы, в новых требованиях, которые она к нему предъявляла, тех надеждах, которые она на него возлагала.

Все это изменило и позицию мальчика. До этого времени Женя был беспечным школьником, от которого никто (в том числе и он сам) ничего не ждет и не требует, равнодушным к своим отметкам, к успехам и к тому мнению, которое о нем, как об ученике, имеется в классе и у учителя.

В III классе дело обстояло совсем не так. Мы видели, что Женя живо интересуется своими отметками, стремится к хорошим, болезненно переживает плохие. Вместо равнодушия появились притязания, повысилась самооценка.

Очень важно отметить, что изменения наступили не только в его отношении к учению. Он совсем иначе начал относиться и к общественной деятельности и к общественным поручениям.

По данным наблюдений в I и II классах, Женя в основном интересовался игрой; все свободное время он отдавал либо игре, либо отдыху. Он был равнодушен к вопросам, связанным с жизнью класса, к делам, которые волновали его товарищей, он никогда не проявлял желания получить общественное поручение, самостоятельно не вызывался выполнять какое-нибудь дело. Ему пытались давать небольшие поручения, но он отказывался от них. В этом отношении он резко отличался от многих детей класса. В III классе положение изменилось. И в этой области он стал активнее, у него возникли повышенные притязания.

Таким образом, мы видим, что произошла общая активизация мальчика, главным образом это проявилось в появлении притязаний. В связи с этим возникли и аффективные переживания, как ответная реакция на свою несостоятельность, в основном в учении, потому что учебная деятельность является более обязательной и все время оцениваемой.

Итак, мы представили себе, что дело происходило следующим образом. У Жени в III классе появились повышенные, по сравнению с его возможностями, притязания. Однако его положение в детском коллективе не меняется. Дети продолжают относиться к нему по-прежнему, он не начинает пользоваться большим авторитетом, дети не начинают его больше любить и уважать. А главное, он, несмотря на завышенные оценки учительницы, чувствует (и мы видели, что это сказывается на его подлинной самооценке), что не в состоянии удовлетворить свои притязания в учении.

И все это понятно: Женя не стал ни умнее, ни развитее, ни организованнее; не появилось в нем ничего, что могло бы изменить отношение детей к нему и обеспечить ему хорошие успехи и продвижение в учении.

Таким образом, вновь появившаяся потребность, связанная с новой позицией, оказалась неудовлетворенной, и Женя чувствует свою несостоятельность (хотя, как правило, отталкивает от себя признание этой несостоятельности, не хочет с ней согласиться). Все это и вызвало у мальчика аффективные переживания.

Конечно, все это осталось бы в области догадок и предположений, если бы мы не получили подтверждения при дальнейшем изучении ребенка.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.