Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Новое положение

Безболезненно принять это новое положение помогло ему также и то, что с ним организовали специальные индивидуальные занятия, поэтому мальчик не чувствовал себя просто вычеркнутым из жизни школы. Он воспринимал (и это соответствовало действительности) оставшийся период до конца учебного года как подготовку к будущему году.

Такой же низкий (не совпадающий с тем, который у него был в прошлом году) уровень притязаний и самооценки проявляется и при выборе Женей арифметических задач. Теперь он начинает с задачи № 1, самой легкой. (Напомним, что в прошлом году он начал решение с самой трудной задачи, № 9). Хотя он работает над ее решением всего несколько секунд, он сразу же бросает решение, заявляя: «Не получается». В прошлом году он к решению одной и той же задачи возвращался по нескольку раз, стремясь решить ее хотя бы методом проб и ошибок. Теперь же, после первого выбора Женя вообще не проявляет никакого желания принимать дальнейшее участие в эксперименте. На предложение экспериментатора выбрать еще одну задачу просит опять задачу № 1 из параллельной серии, при этом он говорит: «Я не умею задачи решать», — а через несколько секунд, не добившись решения, прекращает работу, снова заявив: «Ничего не получается». Он относится спокойно к тому, что не решил очередную задачу, равнодушен к тому, какой выбор он сделает, и какой результат у него получится. Точно так же он ведет себя в течение всего опыта. В ответ на настойчивые предложения экспериментатора он выбирает задачу № 2, а затем № 2 из параллельной серии. Не решив ни одной задачи, он снова и снова повторяет, что не умеет решать задачи и не проявляет при этом никакого желания их решать.

Совершенно естественно, что он отказывается пойти на олимпиаду по решению арифметических задач, проявляя в то же время желание принять активное участие в других олимпиадах.

Таким образом, в учебной деятельности, являвшейся прежде источником его аффективных переживаний, экспериментальные методы не выявили теперь ни неадекватного поведения, ни расхождения между самооценкой мальчика, его притязаниями и возможностями. Все пришло в равновесие.

Изменились и пришли в соответствие с его возможностями самооценка и уровень притязаний также и при выборе того общественного поручения, которое он хотел бы выполнять.

Об этом можно судить, как по тому выбору, который делает мальчик из карточек с обозначением общественных обязанностей, так и по его высказываниям в беседе.

Конечно, необходимо учитывать, что то положение, в котором теперь оказался Женя, далеко нельзя назвать хорошим. У него исчезли потребность и стремление хорошо учиться, принимать активное участие в жизни класса, в общей деятельности. Он успокоился, но это успокоение пришло за счет того, что он стал равнодушным. Однако совершенно очевидно, что специальной работой учителей и воспитателей все это можно изменить. Исчезновение отрицательных аффективных переживаний дает учителям возможность планомерной и систематической работой ликвидировать его пробелы, повысить умственное развитие и уже на этой основе предъявить к нему новые требования, на которые он сможет ответить.

Воспитание


01.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.