Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Обучение интеллектуально пассивных детей арифметическим действиям

Таким образом, мы пришли к установлению трех этапов, которые должно пройти обучение интеллектуально пассивных детей арифметическим действиям, а именно:

1) Обучение ребенка практическому действию с предметами, построенному аналогично тому интеллектуальному арифметическому действию, которому мы должны были его обучить;

2) совершение ребенком этого действия вслух, в воображаемом плане, и 3) совершение этого действия в уме.

На третьем этапе протекание всего действия сокращалось иногда в 10—15 раз: вместо

45—50 сек., ребенок начинал выполнять его за 3—4 сек. По-видимому, такое ускорение во времени, возможно, лишь на основе сокращения соответствующего умственного действия по сравнению с внешним действием, более развернутым. Однако, как и за счет чего происходит это сокращение — должно стать предметом специального изучения.

Использование этого приема обучения привело к положительному результату. Всех испытуемых удалось в относительно короткий срок (от 20 до 25 занятий) обучить тем интеллектуальным знаниям и умениям, отсутствие которых препятствовало успешному обучению этих детей в школе.

Контрольные опыты, проведенные с нашими испытуемыми, показали, что при условии изменения мотива интеллектуальной деятельности и воспитания у детей всех интеллектуальных умений и знаний, необходимых для усвоения данного учебного материала, дети, которых считали неспособными к арифметике и которые систематически не успевали по этому предмету, оказались способными усваивать весь арифметический материал наравне со всеми другими детьми.

Нам кажется, что описанный нами метод обучения детей умственным арифметическим действиям имеет более широкое значение, т.е. может относиться к обучению и другим умственным действиям. Если это так, то, используя этот метод, мы можем преодолевать интеллектуальную пассивность не только в области арифметики, но и в любой другой области умственной деятельности ребенка. Действительно, нам удалось при помощи этого метода обучить нескольких неуспевающих детей I класса также и чтению.

Поскольку наличие интеллектуальной пассивности бывает связано с отсутствием определенных интеллектуальных умений, она носит специфический характер в каждой отдельной области знания. Поэтому и преодоление интеллектуальной пассивности должно осуществляться по отношению к каждому учебному предмету своими собственными конкретными методами.

Описанный нами метод обучения имеет очень большое значение еще и потому, что учитель получает возможность активно строить интеллектуальное действие ребенка. Благодаря тому, что вначале оно совершается полностью внешним образом, учитель имеет возможность вносить нужные исправления и регулировать его. Другими словами, — учитель получает, таким образом, контроль над ходом умственного развития своих учеников.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.