Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Обучение приемам сложения и вычитания

После усвоения нашими испытуемыми знаний о числе и числовом ряде мы перешли к прибавлению единицы в уме к любому числу в пределах десяти.

Мы предполагали, что это задание для наших испытуемых окажется очень легким, так как они были подготовлены к усвоению этого действия предыдущими упражнениями. Действительно, как видно из описанных выше занятий, для совершения этой операции им оставалось только уяснить, что в результате прибавления или вычитания единицы от данного числа всегда получится число, следующее за данным или предшествующее ему. Все знания о числе, равно как и все действия, необходимые для этого, были уже усвоены нашими испытуемыми и совершались ими легко и правильно. Эти предположения подтвердились полностью. Все испытуемые легко, после первого объяснения усвоили то, что от них требовалось, и начали безошибочно совершать в уме это действие.

Для трех мальчиков объяснений, собственно говоря, вообще не потребовалось. Без каких-либо предварительных объяснений они сразу правильно прибавляли и отнимали единицу в уме от любого числа, в пределах десяти.

Вове и Юре надо было указать на имеющееся соотношение, т.е. что прибавить или отнять единицу, — это и значит назвать рядом стоящее число.

Приведем протокол первого занятия по обучению сложению с Вовой Б.

Экспериментатор: Знаешь, что мы будем сегодня делать? Мы будем прибавлять единицу. Скажи, сколько будет к пяти прибавить один?

Вова: Один прибавить? Не знаю. (Собирается считать при помощи пальцев.)

Экспериментатор: По пальцам нельзя, посчитай в уме, что после пяти стоит?

Вова: После пяти — шесть.

Экспериментатор: Правильно, после пяти шесть, к пяти прибавить единицу будет шесть, понял? Ведь когда есть пять, надо один прибавить, чтобы стало шесть, правда? А сколько будет к трем прибавить единицу?

(Вова долго не дает ответа.)

Экспериментатор: После трех что?

Вова: Четыре, я знаю, прибавить к трем единицу, четыре будет.

Экспериментатор: К семи прибавить единицу?

(Вова дает правильный ответ, но только через 7 сек.)

Экспериментатор: Почему ты так долго думал, скажи быстро, что идет после семи?

Вова (сразу): Восемь.

Экспериментатор: Видишь, ты можешь быстро ответить. А к семи прибавить единицу?

Вова (также быстро): Восемь.

Экспериментатор: А к девяти прибавить единицу, только быстрее отвечай.

(Вова опять долго молчит, правильный ответ дает только через 8 сек.)

Экспериментатор: После девяти что?

Вова: Десять.

Экспериментатор: К девяти прибавить один? (Вова моментально дает правильный ответ.)

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.