Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Обучение знаниям о числовом ряде

На первом занятии мы выяснили, что Вова, так же, как и оба мальчика, протоколы экспериментов с которыми мы приводили выше, умел называть по порядку все числа от единицы до десяти и знал их графическое обозначение. Все остальные знания о числовом ряде (так же, как и у других испытуемых) у него отсутствовали.

Поэтому прежде всего мы провели с Вовой такое же занятие с использованием разрезных цифр, расположенных по порядку от единицы до десяти, как и с Мишей Я.. В результате этого занятия мальчик научился находить и указывать данное число среди лежащих перед ним чисел, число, следующее за данным, второе от него и т.д., а также имея перед глазами цифры, расположенные от единицы до десяти, считать по порядку не только от единицы, а и от любого числа.

Однако, как только мы убирали цифры, Вова оказывался совершенно беспомощным и не мог выполнить в уме ни одного из этих заданий. Естественно, что, прежде всего перед нами встала задача — научить ребенка выполнять в уме все те действия, которые он уже хорошо выполнял, глядя на цифры. Однако самостоятельно мальчик не переходил к действиям в уме.

Для того, чтобы этого добиться, нам пришлось использовать специальный прием, который оказался очень эффективным и стал нашим основным приемом и в последующих экспериментах.

Поскольку мальчик умел произвести то или иное действие с числами, имея перед глазами цифры, расположенные по порядку нахождения их в числовом ряду, и не мог выполнить этого же, не имея их перед глазами, мы решили воспользоваться при обучении промежуточным этапом, который заключался в том, что при выполнении задания ребенок опирался не на цифры, лежащие перед ним, а на их образы. Этого мы достигали тем, что, оставив цифры лежать на столе, мы предлагали ребенку выполнять задание, отвернувшись от них, но все время напоминали ему об этих цифрах, просили представить себе числовой ряд, т.е., иначе говоря, заставляли ребенка опираться на цифры в своем воображении. Как только мальчик затруднялся или делал ошибку, мы предлагали ему снова посмотреть на цифры, и таким образом, облегчали ему выполнение задания. В процессе этого обучения испытуемый часто сопровождал свои действия в воображаемом плане речью. Очень скоро мальчик научился совсем не обращаться к цифрам, лежащим на столе; затем они вообще убирались, и он постепенно начинал выполнять в уме все перечисленные задания быстро, отчетливо и безошибочно, ничем не отличаясь в выполнении этих заданий от лучших учеников класса.

Приведем несколько протоколов экспериментов с Вовой Б.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.