Обязанности старосты
Напомним, что в прошлом году, в III классе, выполняя очень неудачно обязанности старосты, он тем не менее хотел бы быть членом совета интерната или старостой класса и утверждал, что он вполне с этим может справиться. Теперь же его претензии не идут дальше звеньевого. При этом он определенно говорит, что не смог бы справиться ни с работой старосты, ни с работой члена совета интерната. Из беседы видно, что он и к выполнению обязанности звеньевого фактически не стремится и спокойно, как к чему то естественному и вполне объяснимому, относится к тому, что в настоящее время не имеет никакого общественного поручения.
Приведем выдержку из беседы.
Женя. Меня не выбрали никуда. У нас выбирают отличников, а я плохо учусь.
Эксп. А ты хотел бы, чтобы тебя выбрали?
Женя. Вообще-то хотел бы, но раз я плохо учусь, меня и не выбирают.
Эксп. Тебе не обидно, что тебя никем не выбирали?
Женя. А чего обидно, у меня и так не хватает времени играть. Мне не так уж хочется быть звеньевым.
Эксп. А кем хочется быть?
Женя. Никем, и так весело, хорошо в интернате.
Эксп. А в прошлом году ведь ты был старостой, разве это плохо?
Женя. Да ну его, неохота.
Эксп. А если бы тебя выбрали?
Женя. Ну если бы выбрали... у нас не выбирают, кто плохо учится.
Эксп. А хочется?
Женя. Не так уж хочется, если бы выбрали, я бы работал.
Эксп. А смог бы?
Женя. Звеньевым я могу, это нетрудно.
Эксп. А ребята бы слушались?
Женя. Звеньевым бы смог, ребят ведь в звене мало, слушались бы.
В области взаимоотношений с товарищами с прошлого года, по существу, не произошло никаких изменений. Хотя исчезли драки, конфликты и ссоры, он продолжает занимать в детском коллективе то же место, как и в прошлом году, при выборе товарищей для совместной поездки в лагерь его выбирает один ученик, Женя в свою очередь среди других детей, указывает его имя. Женя по-прежнему не пользуется ни авторитетом, ни особой любовью других детей. Но так же, как и в прошлом году, Женю это мало волнует. Он чувствует себя в коллективе по-прежнему хорошо. Ему живется среди детей его класса легко и весело, он постоянный участник коллективных игр, прогулок, бесед и шалостей.
Таким образом, и наблюдениями за Женей, и экспериментальными методиками удалось обнаружить, что к концу IV класса как в области учебной, так и в общественной и самооценка и притязания мальчика пришли в соответствие с его возможностями. Исчезли также и аффективные особенности поведения, исчезли, очевидно, и аффективные переживания.
В заключение мы хотели бы остановиться на некоторых вопросах, встающих в связи с изучением этого мальчика.
Во-первых, на примере Жени мы видим, что сама по себе плохая успеваемость, даже у такого школьника, для которого учение имеет важный общественный смысл, не играет решающей роли для возникновения аффективных переживаний. Он плохо учится в I, II и IV классах, но аффективные переживания у него не возникают. Они возникли у Жени в результате появления завышенных притязаний, расходящихся с его возможностями, и именно в тот период, когда его оценки были хорошими.
Во-вторых, встает вопрос, связанный с возникновением повышенного уровня притязаний и самооценки. В данном случае мы почти реально видели, как и на основе чего возникли у мальчика повышенные притязания и в учебной и в общественной деятельности — их создала учительница (своим отношением). Она же их и уничтожила (своим изменившимся отношением).
Такое же почти экспериментальное создание у Жени повышенного уровня притязаний и самооценки мы случайно получили в процессе использования приема выбора задач (решение головоломок). Эта деятельность для Жени незнакома, поэтому, очевидно, у него вообще отсутствовали здесь какие-либо притязания. Свой выбор Женя начал с самой легкой задачи (№ 1), затем он выбирает следующую по трудности (№ 2), а затем следующую (№ 3). Он быстро и легко решает все три задачи, следовательно, вначале ведет себя адекватно. Затем он
хочет взять задачу № 4 (т.е. опять следующую после последнего выбора), но вдруг, как бы спохватившись, говорит: «Нет, дайте девятую, самую трудную, я их умею решать». Не решив ее, он быстро спускается до задачи № 4, не решив и эту, он, вместо того чтобы взять № 3 или № 4 из параллельной серии, берет задачу №5.
Мы видим, как самый незначительный успех тотчас же создает у мальчика повышенный уровень притязаний в данной деятельности.
Является ли такое быстрое возникновение и сохранение повышенного уровня притязания возрастной особенностью или индивидуальной, — это может быть выяснено только при сравнении с данными изучения других детей.
В данном случае надо учесть, в каком положении был Женя до того, как учительница способствовала возникновению в нем веры в свои силы, в возможность хорошо учиться и быть не хуже других детей.
Последнее, на чем мы хотели остановиться в связи с изучением этого мальчика, — это вопрос о том, как влияют вызываемые аффективными переживаниями формы поведения на формирование тех или иных качеств личности.
13.06.2018