Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Описание экспериментальных занятий

В конце данного параграфа приведем для примера описание отдельных экспериментальных занятий, а также целой системы занятий с отдельными детьми этой группы.

1. Занятие, имеющее целью снять отрицательное отношение к данному виду интеллектуальной деятельности

Ученик I класса Леша Л., как было установлено до специальных занятий, абсолютно не умел вычитать и очень не любил арифметику. С дополнительных занятий по арифметике он всегда стремился уйти. Не выполнил ни одного из заданных ему примеров по вычитанию.

Ему были даны для решения такие примеры: 5—3, 6—2, 4—1, 4—2 и т.д.

Даем протокол первого занятия с этим мальчиком. Экспериментатор составляет из разрезных цифр пример на вычитание. Леша должен сосчитать, сколько получится, и сказать ответ.

Эксп. Посчитай как следует и скажи, сколько получится. (Кладет 2—1.)

Леша, (быстро). Восемь.

Эксп. Подумай хорошенько.

Леша, (молчит).

Эксп. (кладет следующие цифры 4—1). Сосчитай теперь.

Леша, (не думая). Один.

Эксп. Неверно.

Леша. Пять.

Эксп. Неверно. (Кладет следующие цифры 3—1.)

Леша. Шесть.

Эксп. Неверно, ты считай, а не гадай.

Леша. Я пойду домой.

Эксп. Ты сосчитай, как следует.

Леша. Я пойду домой.

Эксп. Здесь сколько получится? (Кладет 7—1.)

Леша. Два.

Таким образом, Леша «решает» и остальные примеры, не дав из семи заданий ни на одно правильного ответа.

После этого экспериментатор предлагает мальчику игру.

Эксп. Давай поиграем в картинки, хочешь? (Показывает ему картинки.) Мы будем играть так: если ты правильно сосчитаешь, ты выиграешь столько картинок, сколько у тебя получится, если сосчитаешь неправильно — отдашь мне столько картинок, сколько назовешь. Понял?

Леша, (оживленно). Понял.

Эксп. Ну, скажи, когда ты выиграешь картинки?

Леша. Когда правильно сосчитаю.

Эксп. Сколько выиграешь?

Леша. Сколько получится.

Эксп. Если неправильно сосчитаешь?

 Леша. Тогда проиграю картинки. А эту (показывает картинку, на которой изображен корабль) я выиграю?

Эксп. Если правильно сосчитаешь — выиграешь. Давай положим ее сверху, ты се тогда сразу выиграешь. Смотри, какие тут еще картинки есть.

Леша, (рассматривая картинки). А собачку можно поближе положить?

Эксп. Можно. (Кладет картинку наверх.)

После этого Леше даются те же задания, которые он неправильно решил раньше. Теперь он не делает ни одной ошибки, если же иногда ошибается, сам исправляет ошибку. Считает каждый пример очень долго, сосредоточенно, пользуется при счете пальцами или кубиками. После каждого правильного ответа мальчик очень доволен и, с радостью получая свои картинки, рассматривает их. Не хочет уходить домой.

Вот запись игры, проведенной сразу же после описанных занятий без игры.

Эксп. Ну, сосчитай, сколько получится. (Кладет перед ним 3—1.)

Леша, (долго считает, глядя на пальцы). Два.

Эксп. Правильно. Сколько тебе нужно дать картинок?

Леша. Две. (Получает две картинки.)

Эксп. А теперь сколько получится? (5—2.)

Леша (опять очень долго и сосредоточенно считает). Четыре, нет — три.

Эксп. Сколько ты выиграл картинок?

Леша. Три картинки, а там домик есть?

Так проходит вся игра.

После шестого задания экспериментатор предложил мальчику пойти домой, но Леша отказался: «Я хочу еще играть, я завтра опять приду».

Результаты этих занятии были следующие: без игры мальчик ни разу не дал положительного ответа, в игре он не сделал ни одной ошибки.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.