Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Описание материалов

Теперь мы можем перейти к описанию материалов, полученных в тот период, когда девочка обучалась в IV классе.

Эти материалы представляют интерес, потому что при сравнении их с такими же данными, полученными в I—III классах, удалось установить намечающуюся тенденцию изменений.

Рассмотрим подробнее эти материалы.

Наблюдения над Таней велись в течение всего учебного года. В конце года было проведено изучение девочки по тем же линиям, по которым оно проводилось в III классе. В IV классе девочка училась почти так же, как в III классе, даже несколько лучше. Никаких существенных изменений ни в ее отношении к учению, ни в том, как осуществлялась ее учебная деятельность, ни в ее умениях и навыках не произошло. Поэтому мы не будем здесь останавливаться на изложении материала, полученного при изучении учебной деятельности Тани.

Но в поведении девочки и в ее взаимоотношениях с окружающими людьми к концу обучения в IV классе произошли значительные изменения, правда, не по всем линиям одинаковые.

Прежде всего, изменились те отрицательные формы поведения, которые мы выше называли привычными. Значительно смягчились реакции Тани в ответ на неуспех в деятельности. И в IV классе, так же как и в предыдущие годы, при неуспехе она могла заплакать, швырнуть попавшийся ей в руки предмет, грубо ответить учителю или товарищу, замкнуться, но такие реакции на неуспех появлялись уже гораздо реже, протекали значительно мягче и длились более короткое время. Почти исчез грубый тон при общении с детьми, она стала значительно уступчивее, менее настойчива в защите своих интересов, менее агрессивна. Таня теперь охотно помогает товарищам, заботится о слабых, делится своими вещами, книгами, игрушками.

Таким образом, привычные формы грубого, захватнического поведения, с которым Таня пришла в школу-интернат, постепенно исчезли и заменились другими, необходимыми для совместной жизни с детьми.

Если сравнить поведение Тани за четыре года, то изменения, происшедшие в этом отношении за первые три года, можно характеризовать как изменения количественные, а за последний год — как качественные: поведение Тани изменилось по существу. В IV классе привычные отрицательные формы поведения почти исчезли. А это привело к тому, что исчезли или очень сократились поводы для конфликтов и взаимоотношения с детьми стали ровными, дружными, хорошими. Есть все основания думать, что у Тани исчезли и значительно ослабели аффективные переживания, связанные с ее взаимоотношениями с детьми.

Гораздо меньше изменилось ее поведение в отношениях со взрослыми. Она нередко ведет еще себя со взрослыми грубо, строптиво, резко, проявляет негативизм и упрямство.

Ниже будет сказано, под влиянием чего произошли эти изменения.

Таким образом, данные о поведении Тани в IV классе позволяют предположить, что, во-первых, произошло значительное ослабление, а в некоторых областях и полное исчезновение аффекта и, во-вторых, оказались в значительной степени преодоленными имевшиеся у нее отрицательные формы поведения.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.