Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Описание отдельных случаев

Таня Н.

Таня здоровая, физически хорошо развитая, собранная, организованная девочка, внешне привлекательная, стройная, аккуратная. Она интересуется всем происходящим вокруг нее и живо на все реагирует.

У Тани имеется много и других положительных качеств. Она сообразительна, активна, инициативна, подвижна и ловка.

У Тани часто бывает хорошее настроение, она нередко весела и спокойна. В спокойном состоянии на перемене, на прогулке, в спальне, во время отдыха она охотно общается с детьми, играет с ними, разговаривает. Изредка она является инициатором игры или какого-нибудь дела, при этом проявляет умение организовать детей и руководить ими. Вместе с тем у девочки отмечается целый ряд особенностей поведения, побудивших нас взять ее для изучения.

Первые же наблюдения, а затем и дальнейшее изучение показали, что как в поведении Тани, так и в ее взаимоотношениях с детьми отмечаются две различные группы особенностей.

Во-первых, у Тани имеются те формы поведения и взаимоотношений, которые, по нашему предположению, являются результатом аффективных переживаний, а именно — обидчивость, упрямство, негативизм, противопоставление себя другим, неадекватные реакции.

Во-вторых, у Тани есть такие особенности, как грубость, нежелание поделиться с детьми своими вещами или лакомством, стремление силой захватывать желаемое, силой отстаивать свои интересы и т.д., которые, как мы это увидим далее, ни по их характеру, ни по способу проявления нельзя отнести к аффективным формам поведения.

И те и другие особенности Тани приводят к тому, что у нее часто возникают недоразумения, ссоры и конфликты с детьми и взрослыми.

Одна группа конфликтов возникает потому, что поведение Тани не нравится детям и взрослым и вызывает с их стороны противодействие. Часто конфликт возникает из-за отказа Тани дать товарищу что-нибудь из вещей, игрушек или учебных пособий или же из-за нежелания ответить на какой-нибудь обращенный к ней вопрос, сделать что-нибудь для товарища и т.п. Отказывает Таня грубо, часто с криком и бранью по отношению к обратившемуся к ней ребенку.

Нередко конфликты возникают также и потому, что Таня забирает у детей ту вещь, которую ей хочется иметь (игру, книгу, карандаш и т.п.), или насильно захватывает то место (в строю, возле взрослого, у телевизора), которое занимает другой ребенок.

Наконец, у Тани часто возникают ссоры в играх. Она то отказывается сделать то, что требуют дети, упорно настаивая на своем, сердится, когда проигрывает, и ругает партнеров или старается добиться, чтобы дети поступили в игре так, как хочется ей.

Обращает на себя внимание тот факт, что такие резкие, грубые ответы, отказ в помощи товарищи получают от Тани часто тогда, когда она находится в спокойном, хорошем настроении. Например, к ней подошел товарищ, попросил красный карандаш, в то время когда она рисует что-то напевая. «А вот это не хочешь? — говорит Таня, показывая кукиш. — Лучше убирайся» или «Не лезь, отстань, а то получишь». Она может при этом назвать товарища любым бранным словом, тон у нее грубый, резкий. Если ребенок ничего ей не ответит или же в другом случае она получит без возражения требуемую вещь, может случиться, что конфликта и не возникнет. На этом все иногда и кончается. Таня продолжает свое дело, и у нее не портится настроение. Но часто товарищ в свою очередь резко возражает, и конфликт разрастается, доходя иногда до драки. В результате дети перестают принимать Таню в игру и общаться с ней, а в ответ на это Таня начинает задевать детей, насмехаться, придираться, говорить им неприятные вещи, дразнить их.

И в отношениях со взрослыми у Тани часто проявляется то же поведение. Без всякого внешнего повода она может резко и грубо ответить учителю или воспитателю: «Отстаньте», «Не ваше дело», «Вас не спрашивают» и т. д. — в ответ на любое напоминание и даже просьбу. Особенно резко, также в грубой форме, она протестует при любом предъявлении к ней требований.

Совершенно естественно, что воспитатели и учителя всеми средствами пытаются изменить такое поведение Тани. Но их попытки воздействовать на девочку вызывают с ее стороны резкий отпор и, как правило, кончаются конфликтами.

Другая группа конфликтов имеет совершенно иной характер. И здесь конфликты вызываются разнообразными поводами. Частым поводом является полученная ею плохая отметка. Плохая отметка вызывает у Тани сильные переживания. Она плачет, замыкается, отказывается включаться в жизнь класса. Нередко, увидев двойку в тетради или дневнике, она немедленно может порвать их или швырнуть в лицо учителю. Так же она ведет себя часто и при обнаруженной в тетради ошибке.

Очень остро реагирует Таня также на недостаточное, с ее точки зрения, внимание к ней взрослых, например, если учитель, несмотря на то, что она подняла руку, спросил не ее, а кого-нибудь другого или воспитатель не поручил ей дела, которое она хотела выполнить, не отметил ее заслуг и т. п.

Но особенное внимание вызывает не столько сам факт конфликтов, сколько то, как реагирует девочка на эти конфликты: она обижается, проявляет упрямство и негативизм.

Таня очень обидчива. Поводом для обиды бывают полученные ею замечания, любой конфликт, плохая отметка или даже отметка ниже той, на которую она рассчитывала. Ее обидчивость проявляется в том, что она плачет, надолго выключается из общей жизни (отказывается от занятий, еды, развлечений), перестает разговаривать, отвечать на вопросы или же отвечает грубо.

Во время конфликтов Таня проявляет упрямство, негативизм, заносчивость. Ее трудно в это время уговорить, заставить что-нибудь сделать, подчиниться требованию, выполнить задание, принять участие в общей работе. Она стремится скрыть от товарищей или взрослых, которые не были свидетелями конфликта, и самый конфликт, и последовавшее за ним наказание. Например, если ее, наказав, не взяли на экскурсию, в театр, кино, на прогулку, она говорит: «Я сама не пошла», «Не охота идти», «Чего я там не видела», «Я читать хочу» и т. д. Больше того, часто, чтобы предупредить наказание, она сама заранее отказывается от общего дела или удовольствия. Так, после конфликта с воспитателем, в котором девочка вела себя очень грубо и резко, Таня говорит: «Я не пойду на каток». Воспитатель говорит, что и не собирался ее брать. Таня продолжает: «Вот и хорошо, я читать буду» (между прочим, Таня не любит читать и очень любит кататься на коньках). Но, оставшись после ухода детей в классе, она даже не раскрыла книгу. Или же она говорит экспериментатору, что сама не хотела пойти со всеми в кино, потому что видела эту кинокартину, а на самом деле выясняется, что она ее не видела, но действительно сама (после очередного конфликта с воспитателем) отказалась пойти.

Таким образом, обе линии поведения Тани приводят к конфликтам, к ссорам, к нарушению нормальных взаимоотношений. После конфликта, как мы уже указывали, даже в тех случаях, когда она сама дает повод к его возникновению, Таня уединяется, обижается, отказывается от участия в общих мероприятиях, от разговоров и общения. В результате Таня нередко оказывается изолированной от всех детей.

Раньше, чем перейти к изложению остальных материалов исследования, отметим, что одна группа описанных особенностей (обидчивость, негативизм, упрямство, неадекватные реакции) связана, по нашему предположению, с аффективными переживаниями девочки. Есть все основания предположить, что вторая группа особенностей, заключающаяся в резком и грубом протесте, проявляемом Таней, во всех случаях, когда она не может по каким-либо причинам достигнуть желаемого, в стремлении силой захватить то, что ей хочется иметь, и т.д. — связана с привычными, сформировавшимися еще до поступления в школу-интернат способами поведения.

Дальнейшее изучение девочки было направлено на выяснение того, чем вызваны описанные особенности поведения, т.е. с чем связаны и чем вызываются аффективные переживания, с одной стороны, а с другой стороны, в результате чего сформировались у нее привычные отрицательные формы поведения.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.