Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Организация работы по обучению учеников

Итак, организация работы по обучению учеников правильным приемам и способам самостоятельной учебной работы необходима еще с первого класса, с первых заданий, даваемых ученику на дом. Если бы учитель руководил каждым этапом выполнения домашних заданий маленького школьника и вовремя, до того как у него стихийно сложились неверные приемы, формировал их правильно, можно было бы только этой мерой предупредить появление довольно значительного числа неуспевающих школьников, повысить успеваемость у некоторых других и сэкономить много труда и времени как у школьников, так и у учителей. В заключение приведем несколько примеров, иллюстрирующих работу со школьниками по перестройке имеющихся у них неправильных приемов и способов учебной работы.

При изучении данного вопроса сотрудники Лаборатории воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН РСФСР получили положительный результат, ведя такую работу следующим образом.

В одной из школ в IV, V, VI и VII классах наряду с другими неуспевающими были выделены школьники, не успевающие из-за отсутствия у них правильных способов работы. После того, как наблюдениями над самостоятельной работой учеников было установлено, в чем именно заключаются их ошибки, была начата работа по активному формированию у школьников правильных приемов учебной работы.

Изменение привычных способов учебной работы и усвоение новых приемов, как было указано выше, является для многих школьников трудным и встречает сопротивление. Нельзя было поэтому ожидать, что эта перестройка совершится быстро и что достаточно будет школьникам только указать на имеющиеся у них ошибки. Ясно, что здесь нужна была длительная индивидуальная работа с каждым неуспевающим учеником по преодолению сопротивления и по оказанию ему помощи в усвоении новых приемов работы.

Для этого все неуспевающие ученики добровольно, без принуждения, систематически, ежедневно приходили в школу, чтобы готовить уроки. Неуспевающие каждого класса работали отдельно, составляя как бы небольшие коллективы. Перед ними была поставлена цель — повысить успеваемость, указаны пути достижения этой цели — научиться правильно работать. В процессе приготовления уроков школьники учились выполнять правильными приемами те или иные задания, получали помощь и руководство учителя или специально прикрепленного к данной группе научного сотрудника. Часто для выполнения того или иного задания объединялись два ученика. Обязательным условием при таком объединении было наличие у одного из учеников правильных приемов работы в одной какой-нибудь области, а у второго — в другой. Таким образом, ни один из учеников не ставился просто в позицию учителя, чем достигалась подлинная взаимопомощь. Кроме того, была организована взаимная проверка приготовленных уроков. Каждый ученик должен был проверить, как приготовил урок кто-нибудь из товарищей, а последний проверял его. При этом учитывались и способы работы. Эта проверка проводилась также под наблюдением учителя или научного работника.

Достижения каждого ученика, как в успеваемости, так и в приобретении правильных приемов работы сообщались всем школьникам данной группы, при этом показывались конкретные преимущества данного нового приема.

В результате такой организации всей работы задача, стоящая перед каждым школьником, становилась общей задачей, осуществления которой школьники стремились добиться совместными усилиями. Это помогало преодолеть сопротивление учеников, о котором мы говорили выше, и облегчало самим школьникам перестройку способов их работы.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.