Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Организация учителем контроля и помощи

Эта линия педагогического воздействия так же важна, как и описанные выше. Каждое, даже самое незначительное, воздействие требует контроля, во-первых, потому, что школьник может даже и не приступить к выполнению данного мероприятия, несмотря на имеющиеся у него намерения; отсутствие реакции учителя или товарищей в случаях невыполнения приучает его безнаказанно, неответственно относиться к делу.

Во-вторых, необходимость контроля вызывается тем, что школьник может встретиться с непредвиденными учителем трудностями, требующими новых решений. Предоставленный самому себе, даже при заранее четко и точно разработанных путях и способах поведения, школьник часто оказывается не в состоянии самостоятельно преодолеть эти трудности.

К сожалению, необходимость контроля в любом, даже небольшом деле недоучитывается. Контроль приобретает новое очень важное значение, когда ученик получает возможность контролировать себя сам. Формы самоконтроля могут быть различными. Удачной (хотя, конечно, не единственной) формой, как показывает опыт, является самостоятельная запись учеником (под руководством учителя) всего, что он должен выполнить, и затем систематическая ежедневная проверка выполненного, осуществляемая самим же учеником.

Такой самоконтроль, где ученик сам выделяет и задания и приемы, затем сам учитывает результат, имеет такое большое значение потому, что обеспечивает один из основных путей овладения школьником своим собственным поведением. Благодаря ясным и небольшим заданиям, записанным самим учеником, выполнение которых он ежедневно контролирует, школьник более легко начинает осознавать и способы выполнения, и встречающиеся трудности, и причины невыполнения. Поэтому он и начинает часто сам искать новые пути достижения цели, учится анализировать свое собственное поведение.

Так, вводя самоконтроль, удается организовать деятельность школьника по овладению собственным поведением. Ученик начинает помогать учителю. Как показывает опыт, это всегда приводит к положительному результату.

Помимо указанных выше задач, решение которых необходимо для того, чтобы педагогическое воздействие имело успех, при организации этого воспитательного воздействия встает еще одна не менее важная задача: помочь школьнику осознать свое собственное продвижение по намеченному пути. Отмечая любое продвижение школьника и подчеркивая достигнутые результаты, учитель вычленяет успехи школьника из всей его деятельности и помогает ему таким образом лучше их увидеть и осознать. Так, например, неорганизованному ученику, не умеющему вовремя и хорошо справляться со своими обязанностями, учитель указывает на то, что он сегодня не опоздал в школу или что он сел вовремя за приготовление уроков; другому ученику, перед которым стоит задача ликвидировать пробелы, указывается, что он заставил себя работать дополнительно, решил лишнюю задачу.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.