Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Особенности поведения учеников

Если все приведенные рассуждения относительно описанных особенностей Гали верны, то можно предположить, как будет меняться поведение девочки в процессе жизни и деятельности в школе и в ответ на педагогические воздействия, построенные на основании нашего гипотетического понимания особенностей аффективных переживаний Гали.

Во-первых, чем старше будет становиться Галя и чем шире она будет включаться в жизнь, тем шире и богаче будет становиться ее опыт. Следовательно, и ее самооценка, и уровень ее притязаний должны, согласно нашему пониманию, меняться в сторону большего соответствия с реальными возможностями и с реальными успехами. При этом, поскольку, по нашему предположению, ее привычная самооценка не связана с подлинной потребностью действительно быть на самом высоком уровне, эта перестройка должна происходить без всяких аффективных переживаний, так как это происходит на наших глазах с ее самооценкой в учебной деятельности.

С этой же точки зрения можно предположить, что та самооценка, с которой мы встретились у Гали в III классе, уже является измененной по сравнению с самооценкой, проявляемой ею при поступлении в школу-интернат, причем естественно, что эти изменения должны пойти и дальше в том же направлении.

Во-вторых, есть все основания предполагать, что, если бы возможно было помочь Гале преодолеть описанные выше отрицательные особенности поведения, девочке удалось бы наладить с детьми хорошие взаимоотношения, и это должно было бы повести к уничтожению, или хотя бы к уменьшению аффективных переживаний.

Прежде чем перейти к изложению материалов изучения Гали в IV классе, посмотрим, какая самооценка была у нее в I классе. К сожалению, в данном случае отсутствуют экспериментальные материалы изучения самооценки, которые мы имели в отношении других детей. Наблюдения Н.Ф. Прокиной, относящиеся к периоду обучения девочки в I и II классах, показывают, что Галя, как и следовало ожидать, с I класса проявила очень большую самоуверенность решительно во всем (у нее и «волосы самые красивые», и «поет она лучше всех», и отвечает на уроке «всегда очень хорошо», и т.д.). Не было буквально ни одного дела, в котором бы она не считала себя самой умелой, выполняющей его лучше всех. При этом ни в одной области ее самоуверенность нельзя было поколебать, даже в тех случаях, когда утверждение Гали в своем превосходстве резко противоречило наглядным фактам и когда взрослый прямо давал ей другую оценку. В III классе мы уже не встречали у Гали такой, можно сказать, безоговорочно высокой оценки себя, оценки, которая вступала в противоречие с любыми противоположными утверждениями, и даже с наглядными фактами.

Материалы изучения в IV классе показывают, что изменения действительно произошли в тех двух направлениях, о которых мы писали выше (изменение самооценки в сторону большей ее адекватности и значительное ослабление аффекта).

Изложим имеющиеся у нас материалы отдельно по каждому из этих направлений. Начнем с тех изменений, которые произошли в самооценке с III к IV классу относительно учебной деятельности. К моменту изучения Гали в IV классе ее умственное развитие повысилось, потому что она начала много читать. Однако хорошо учиться ей было трудно, так как, во-первых, она еще недостаточно окрепла физически и сильно уставала, а во-вторых, не овладела правильными приемами учебной работы. Успеваемость ее в общем даже снизилась. Несмотря на то, что в IV классе по всем предметам, за исключением русского языка, Галя учится на «тройки», она все же выражает желание учиться на «отлично». Но при этом она тут же совершенно адекватно оценивает не только свои успехи, но и свои умения и свои трудности.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.