Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Отрицательные аффективные переживания

Использование этого приема основывается на следующих соображениях. Известно, что самооценка ребенка и связанные с ней потребности и стремления не всегда до конца осознаются ребенком, а иногда и не осознаются вовсе. По нашему предположению, они не осознаются в случаях отрицательных аффективных переживаний, связанных с неуспехом, который может поколебать имеющуюся у ребенка привычную самооценку. Невозможность и нежелание отказаться от этой привычной самооценки, в которой у ребенка имеется потребность, приводит к тому, что ребенок как бы не допускает в сознание свой неуспех и связанную с ним неуверенность в своих возможностях. Таким образом, наличие неосознанной неуверенности в себе может явиться доказательством наличия отрицательных аффективных переживаний.

Есть все основания предполагать, что неосознанная неуверенность в себе в определенных ситуациях может влиять на поведение ребенка и определять его поступки.

Мы разработали экспериментальный прием, позволяющий выявить неосознаваемую ребенком самооценку. Этот экспериментальный прием заключается в том, что ребенок оказывается вынужденным оценивать себя в различных ситуациях. Одна ситуация ставит ребенка в ответственное положение, связана с поступками, имеющими общественную оценку; другая ситуация гораздо менее остра и ответственна, и в ней, даже в случае неуспеха, отсутствует общественная оценка.

В качестве менее ответственной и острой ситуации использовались беседа, выбор предпочитаемых общественных обязанностей на карточках, выбор для решения различных по трудности задач.

В качестве второй ситуации, в которой, как в более ответственной и значимой, предполагалось проявление неосознаваемой ребенком прежде самооценки, использовался экспериментальный прием отбора ребенком участников олимпиады . Ребенку сообщалось, что в их районе предполагается организовать олимпиаду-соревнование, что будет, например, проводиться проверка того, как школьники умеют справляться с обязанностями командира (или в других случаях, в зависимости от экспериментальной задачи, говорилось, что будут проверяться их спортивные умения, знания в какой-нибудь области и т.д.). В эти обязанности входит: распределить порученную работу между всеми детьми, правильно организовать всю работу, распорядиться, кому, когда и что делать, распределить между участниками необходимый инвентарь или инструменты и т.д. После этого ребенку предлагается назвать трех человек, которых нужно, по его мнению, послать на эту олимпиаду, для того чтобы не уронить честь класса. Если ребенок не называет в числе трех детей себя, ему задаются вопросы: «А ты бы смог?», «А тебя послать можно?». И дальше начинается беседа, в которой экспериментатор стремится выяснить причину согласия или отказа ребенка, отношение его к своим возможностям в этой ситуации и т.д.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.