Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Отрицательные переживания

На основе всего изложенного можно предположить, что с Колей произошло следующее. Еще в I классе у Коли возникли отрицательные переживания, связанные с тем, что он сам считал себя плохим мальчиком (мы указывали, что было три повода для возникновения таких переживаний — собственные отрицательные черты, поведение матери и знания, основанные на отрицательном жизненном опыте).

Эти переживания выражались в том, что он испытывал стыд за свои поступки (и, очевидно, неосознанно также и за поведение матери) и явно выраженное стремление исправиться. Во II и III классах Коле не только не удалось избавиться от отрицательных форм поведения, но, наоборот, они (особенно воровство) начали проявляться чаще. Однако Коля не примирился с ними. Как утверждают воспитатели, отрицательное отношение к своим поступкам у мальчика сохранялось.

Особенно осложнилось дело, когда усилился алкоголизм матери, в результате чего он начал, при сохранившейся к ней любви и привязанности, стыдиться и избегать ее. Это переживание привело к тому, что Коля начал еще чаще и упорнее избегать товарищей. Особенно ясно стремление уединиться проявлялось после каждого обнаруженного товарищами или воспитателями проступка Коли, а также каждый раз, когда его мать давала ему повод стыдиться ее. Если Коля замечал (а он специально следил), что мать пришла в школу-интернат в нетрезвом виде, его с трудом можно было найти. Он прятался куда-нибудь и не желал не только выйти к матери, пойти с ней домой, но также не хотел общаться ни с детьми, ни со взрослыми.

Однако в то же время при всем своем сложном отношении к матери (он любит ее, с одной стороны, стыдится и избегает — с другой), Коля часто, пользуясь ее любовью, вымогал у нее различные подарки (билеты в кино, сладости и т.п.) за свое согласие пойти с ней домой. При этом нередко он, хотя и плакал, и отказывался выполнять ее просьбу — пойти с ней домой, начинал по этому поводу торговаться. Например, не хотел пойти домой, если мать обещала купить ему только мороженое, но соглашался, когда она прибавляла к этому еще апельсин или билеты в кино.

Все эти факты доказывают еще раз, что именно переживание стыда, а также осознание и переживание себя как «плохого», в котором, возможно, сливаются в единое и его собственные отрицательные поступки, и такие же поступки матери) побуждают Колю избегать товарищей.

Такое поведение Коли привело к тому, что у него сложились неправильные взаимоотношения с детьми. Как ясно из всего изложенного, эти взаимоотношения определялись не столько тем фактом, что детям не нравились те или иные его отрицательные черты, сколько тем, как он сам реагировал на них (уединялся, избегал общения, становился угрюм, неразговорчив и т.д.).

Неправильно сложившиеся взаимоотношения с товарищами привели к возникновению аффективных переживаний. Это объясняется следующим. Несмотря на то, что Коля в определенных ситуациях сам избегал товарищей, потребность в общении с товарищами у него существовала так же, как она существует у всех детей. Товарищи же Коли в ответ на его поведение постепенно все меньше и меньше общались с ним, все равнодушнее относились к нему.

Итак, если мы проследим характер взаимоотношений Коли с товарищами с I класса, т. е. с того времени, когда многое еще в этих взаимоотношениях отчетливо выражалось внешне, создается определенное впечатление, что Коля сам себя наказывал, стыдясь (и за себя и за мать) своих проступков. Он вел себя так, как будто бы сам считал себя недостойным общаться с детьми, сам переживал и оценивал себя как «плохого» мальчика. Это переживание с первых дней поступления Коли в школу-интернат стояло между ним и детьми, мешало ему вести себя с ними просто и непосредственно и определяло, таким образом, характер взаимоотношений.

Дальше можно предположить, что во II, III, IV классах на отношение Коли с детьми влияло то же переживание и то же отношение Коли к себе, но, конечно, все это постепенно видоизменялось. Те отношения, которые вначале возникали по той или иной конкретной причине и имели определенный характер, потом приобретали свою собственную логику развития, уже не зависимую от той причины, которая их вызывала. Дети привыкали к нелюдимости и угрюмости Коли, переставали обращать на него внимание, он сам привыкал жить особняком, находил занятия, не требующие общества товарищей, приспосабливался к той жизни и тем взаимоотношениям, которые у него возникали с детьми. Так складывались, по нашему предположению, отношения Коли с товарищами и строилась жизнь Коли.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.