Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Педагогическое воздействие на учеников

Это постоянное вычленение происходящих изменений и подчеркивание достигнутых результатов оказывается необходимым потому, что у школьника не могут появиться сразу ни особенно ощутимые изменения в поведении, ни повыситься успеваемость, ни сформироваться сразу новые черты личности. Эти изменения происходят постепенно, иногда они реально мало ощутимы, иногда проявляются вначале только в каких-то еще незначительных областях (здесь могут мешать и старые привычки поведения, и наличие пробелов в знаниях, и отсутствие необходимых привычек и умений). Поэтому, несмотря на то, что школьник, как правило, переживает и осознает этот период как очень значительный, ведущий к коренным изменениям в его жизни (что вполне адекватно его изменившимся отношениям), реальные изменения в его жизни наступают далеко не сразу.

К сожалению, мы и здесь должны отметить встречающееся в практике неправильное отношение некоторых учителей к постепенным изменениям, происходящим с тем или иным школьником. Эти учителя считают, что если ученик не стал сразу вести себя хорошо, если он сразу не изменился в лучшую сторону коренным образом, если у него сразу не появились те или иные черты личности, значит, ничего положительного не произошло. Они высказывают недовольство тем или иным учеником, вместо того чтобы отметить наметившиеся сдвиги, возмущаются тем, что данный ученик не достиг еще тех результатов, которые имеются у его товарищей, требуют часто коренных перемен. Само собой разумеется, что такое отношение учителя часто препятствует перевоспитанию школьника даже в тех случаях, когда оно уже началось, вызывая у него разочарование и неверие в свои силы.

А между тем очень важно обеспечить положительную реакцию товарищей и учителя на любые, даже самые малые достижения школьника. Поощрением достигнутых результатов, даже еще и не очень значительных, у школьника создается переживание успеха и появление связанных с ним положительных эмоций, являющихся одним из важнейших условий для осуществления любого педагогического воздействия.

Столь же важно проанализировать причины того, почему школьнику не удалось осуществить намеченные мероприятия и выработать сразу же новые способы для их достижения.

Медленность перестройки, осложняемая часто еще сохранившимися прежними отношениями учителей, товарищей и родителей к данному ученику, может выступить для его сознания часто как полный «неуспех» и заставить его отказаться от всего того, чего уже удалось добиться. Очень важно, поэтому не допускать наличия такого переживания у школьника и вовремя, сразу же начать вести с ним необходимую работу. Поэтому такое большое значение для успеха всего педагогического мероприятия имеет темп его проведения. Упустить темп, медлить, не организовать вовремя работу по любой из линий педагогического воздействия — значит, обречь все дело на неудачу.

Решающим является не только немедленная разработка путей и способов поведения вслед за появившимися у школьника изменениями, но и сразу же организуемая работа по вычленению всех положительных результатов.

Вопросы темпа, немедленного контроля учителя и товарищей имеют такое большое значение еще и потому, что очень скоро встает задача дальнейшей разработки путей, ведущих к осуществлению намеченных целей, и постановка новых конкретных целей на основе уже достигнутого. Эта необходимость вызывается тем, что сразу возможно выделение только ближайших конкретных целей. После каждого достигнутого успеха необходимо дальнейшее выделение вместе с учеником следующей ясной для него конкретной цели, сопровождающееся снова детальной и конкретной разработкой способов ее достижения.

Здесь, в зависимости от конкретных обстоятельств, иногда достаточно ограничиться несколькими ободряющими словами на перемене, иногда беглой беседой после уроков, иногда можно отметить успехи и похвалить ученика перед классом. Но важно, чтобы все эти дальнейшие меры носили уже чисто деловой характер, чтобы не повторялась снова беседа, если она уже велась, для того чтобы по отношению к данному педагогическому воздействию не возник в свою очередь «смысловой барьер».

Эта линия педагогического воздействия продолжается в течение всего времени до тех пор, пока школьник не преодолеет всех имеющихся у него трудностей и исчезнет необходимость в работе по перевоспитанию.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.