Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Переоценка возможностей со стороны учителя

Переоценка его возможностей со стороны учителя, повышенные требования к мальчику, незаслуженные поощрения вызвали у Жени повышение его собственных притязаний и постепенно сформировали у него потребность подняться в своих собственных глазах и в глазах окружающих на более высокий уровень. Однако постоянное столкновение с неуспехом в своей деятельности и с невозможностью выполнить предъявленные к нему повышенные требования послужили основанием к возникновению у мальчика аффективных переживаний.

Все это аффективное состояние было ликвидировано, как только оценка учителя пришла в соответствие с объективными возможностями ребенка.

Легкость, с которой удалось снять аффективные переживания у этого ребенка, объясняется тем, что в данном случае у него еще не успела возникнуть устойчивая повышенная самооценка, а также не успели закрепиться и стать привычными связанные с аффективным состоянием отрицательные формы поведения.

Этот случай интересен тем, что и возникновение, и исчезновение аффекта произошло в очень короткий срок с большой отчетливостью, т.е., иначе говоря, жизненные обстоятельства создали как бы своеобразный эксперимент, обнажающий весь механизм возникновения и снятия аффективных состояний.

Коля Г. (шестой случай) пришел в школу-интернат из очень тяжелой домашней обстановки. Он поступил в школу-интернат 8,5 лет и был старше своих одноклассников как по возрасту, так и по тому большому жизненному опыту (к сожалению, отрицательному), который он приобрел дома.

В его отношениях с товарищами это обстоятельство проявлялось в том, что он претендовал на особое положение среди сверстников, на признание всеми его заслуг, на то, чтобы именно ему поручили выполнение того или иного дела. Эти притязания и высокая (хотя и адекватная) самооценка поддерживались тем, что Коля был к тому же способным, сообразительным мальчиком и хорошо учился.

Вместе с тем отрицательные черты, с которыми Коля пришел в школу-интернат, — воровство, лживость, скрытность, неискренность — мешали ему завоевать любовь и авторитет среди товарищей.

Отличие от других случаев заключалось в том, что к возникшим у мальчика (в результате невозможности занять ту позицию среди товарищей, к которой он стремился, и удовлетворить имеющиеся в этой области притязания) аффективным переживаниям прибавился появившийся стыд перед товарищами и учителями за недостойное поведение матери (воровство, пьянство), которую Коля очень любил и к которой был очень привязан. Все это привело к тому, что у Коли сложились странные взаимоотношения с товарищами. Он начал жить в детском коллективе особняком, постепенно отдаляясь от товарищей, уединяясь, выключаясь из общих дел и игр.

К IV классу он оказался изолированным от всех детей. У него были очень сложные аффективные переживания, которые выражались в большой плаксивости, угрюмости, скрытности, молчаливости.

В данном случае так же, как и в случае с Шуриком, отчетливо видно, как непреодоленные аффективные переживания влияют на формирование личности, приводя к возникновению отрицательных черт характера.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.