Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Первая группа неуспевающих школьников

В этом параграфе мы остановимся только на вопросе о зависимости успеваемости от правильного развития общественных мотивов учения и рассмотрим случаи неуспеваемости, связанные с недостаточным развитием этого вида мотивов учебной деятельности.

Эти мотивы учения являются общественными мотивами, так как порождаются широким кругом жизненных отношений ребенка с окружающей его действительностью. На их возникновение и развитие влияют обстоятельства жизни ребенка в семье, его взаимоотношения с окружающими взрослыми, его положение в школе, отношения с учителями и товарищами. Общественные мотивы учения связаны, таким образом, с основными стремлениями и потребностями ученика, с основной направленностью его личности. Эти общественные мотивы учения имеют различный конкретный характер в зависимости от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Они могут выражать стремление детей заслужить похвалу учителей и родителей, стремление стать лучшими в классе, для того чтобы завоевать авторитет среди товарищей; они могут быть связаны с мечтами о будущей профессии.

Те мотивы, которые имеют сугубо личный характер и выражают узко личные интересы и направленность ученика, мы будем называть личными мотивами учения.

(Вводя эти различия, мы отдаем себе отчет в том, что и эти личные мотивы, связанные с собственно учебным процессом, также имеют общественное происхождение, однако они стоят в ином отношении к широкой общественной деятельности, с которой связаны мотивы, названные общественными).

Во всех классах школы можно выделить группу учеников, которые не хотят учиться, потому что у них отсутствуют и общественные, и личные мотивы учения. В этих случаях учебная деятельность не может осуществляться, и ребенок либо плохо успевает, либо перестает учиться совсем. Принципиально ничего не меняется даже в тех случаях, когда у школьника развиты такие мотивы учения, как учебные интересы. Наличие у школьника интереса к учению еще не обеспечивает полноценного осуществления всей его учебной деятельности. Имеется большое количество учебных обязанностей, которые он должен выполнять и которые не связаны с имеющимся у него учебным интересом к тому или иному предмету. Для того чтобы ученик стремился хорошо учиться по всем предметам, для того чтобы он выполнял все обязанности, связанные с учебной деятельностью, чтобы он ежедневно отправлялся в школу, занимался там 4—5 уроков и выполнял дома все задания, иногда даже неинтересные, преодолевал нередко большие трудности, отказываясь часто от гораздо более для него привлекательных дел, необходимо, чтобы его к этому побуждали, помимо интереса к той или иной области знаний, также и общественные мотивы, мотивы, идущие от более широкого плана общения ребенка с окружающей его действительностью.

В тех же случаях, когда эти общественные мотивы у какого-нибудь ученика не получили должного развития, а личные мотивы тоже почему-либо не побуждают его учиться, мы имеем неуспевающего ученика, который именно потому не учится, что ничто его к этому не побуждает.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.