Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Постановка проблемы и методика исследования

Перечисленные выше формы аффективного поведения, по существу, и являются такой неадекватной реакцией ребенка на неуспех. Так, например, если ребенок в противоположность своим притязаниям не смог выполнить задание, неправильно решил задачу, не получил того признания, на которое рассчитывал, и т.д., то у него может возникнуть одна из форм аффективного поведения — повышенная обидчивость, которая в этих случаях возникает в результате того, что он неадекватно оценивает ситуацию. Он считает, что с ним поступили несправедливо (либо его не поняли, либо неправильно оценили, либо несправедливо обошли), в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершенно не было и причина неуспеха лежала в нем самом. Точно так же при анализе обнаруживается, что и за драчливостью, и за упрямством, и за негативизмом, как и за всеми другими подобными формами поведения, всегда кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную для него ситуацию.

Неадекватные реакции ребенка в свою очередь вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет аффективные переживания ребенка. Реагируя, таким образом, ребенок как бы находит оправдание своим неуспехам, видя причину этого неуспеха не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах, в случайных событиях и т.п.

Неадекватная реакция при таком понимании выступает как защитная реакция ребенка, позволяющая ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себе, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний. Другими словами, неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности.

С другой стороны, неадекватную реакцию можно рассматривать как симптом наличия у ребенка отрицательных аффективных переживаний.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.