Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Правильные приемы учебной работы

Если бы ученик по мере «вхождения» в учебную деятельность на легком и простом учебном материале овладевал правильными приемами учебной работы, он был бы подготовлен и к тому, чтобы использовать эти приемы и при усвоении более сложного учебного материала.

Можно смело утверждать, что наличие большого количества учеников, неуспевающих по причине отсутствия у них правильных приемов и способов учебной работы, объясняется только недостаточным вниманием учителей к этому вопросу. На этот недостаток работы школы еще 20 лет тому назад указывала Н.К. Крупская. Она писала: «Необходим очень тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задание. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание. Такого инструктажа обычно нет. Его надо организовать».

Как показали исследования и опыт лучших учителей, преодолеть этот недостаток учебной работы легче, и он требует от учителя меньшей затраты дополнительного времени и труда, чем преодоление многих других недостатков. Задачу научить школьников правильно учиться надо было бы поставить не только по отношению к неуспевающим школьникам, а и по отношению ко многим успевающим. Мы не ошибемся, если скажем, что это нужно по отношению почти ко всем ученикам школы.

Тот факт, что многие наши школьники пользуются в тех или иных случаях неправильными приемами и способами учебной работы и что поэтому они учатся хуже, чем могли бы, хорошо знают многие учителя-отличники. Поэтому работу по воспитанию у школьников правильных приемов и способов учебной работы лучшие учителя часто ведут не только с теми учениками, которые отстают или не успевают, но и фронтально, со всем классом.

Возможно ли предупредить возникновение у школьников неуспеваемости, вызванной неправильно сформировавшимися приемами и способами учебной работы? Из всего сказанного ясно, что ответ на этот вопрос зависит от того, возможно ли в процессе учебно-воспитательной работы создать такие условия, чтобы у ученика приемы самостоятельной учебной работы формировались не стихийно и случайно? Можно ли обеспечить с первых же дней обучения ребенка в школе руководство со стороны учителя всеми этапами его самостоятельной учебной работы?

Нам кажется, что ответ здесь может быть только один: это не только возможно, но и абсолютно необходимо.

У ребенка, поступающего в школу, почти совсем отсутствует умение учиться. В этом отношении он подготовлен к школе значительно меньше, чем в других отношениях. Так, например, в процессе дошкольной жизни ребенок имеет возможность приобрести кое-какие знания, на которых непосредственно строится обучение; точно также у него может выработаться уже первоначальное умение хорошо и добросовестно выполнять всякую поручаемую ему работу, без чего его трудно было бы заставить выполнять первые школьные обязанности. Но в отношении приемов учебной работы у него нет никакого опыта, так как он никогда еще до школы не учился сознательно и целенаправленно.

Однако имеющееся в практике школы руководство самостоятельной работой школьников является далеко не достаточным. Мы не хотим, конечно, сказать, что учителя дают школьникам задание на дом без пояснений. Безусловно, каждое задание сопровождается пояснениями и иногда довольно подробными, особенно в I классе. Но описанные выше ошибки, встречающиеся у многих школьников в способах их самостоятельной работы, анализ этих ошибок и причин, приведших к их возникновению, позволяет утверждать, что руководство процессом самостоятельной учебной работы, которое мы наблюдаем даже у самых внимательных к этому вопросу учителей, является абсолютно недостаточным, потому что не касается многих сторон работы ученика при выполнении им домашнего задания.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.