Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Преодоление интеллектуальной пассивности в старших классах

Преодоление интеллектуальной пассивности в старших классах требует значительного времени. Поэтому не следует, конечно, думать, что в любом возрасте неуспевающего ученика можно превратить в хорошего ученика так же быстро, как в младших классах, но всегда можно повысить его успеваемость, заставить его активнее думать и больше использовать в учении мыслительную деятельность.

Наконец, мы хотели бы остановиться на вопросе о том, обеспечивает ли школьное обучение активное участие мыслительной деятельности ребенка на каждом этапе обучения, в каждом виде учебной работы, для каждого ребенка. Добивается ли каждый учитель того, чтобы каждый его ученик активно думал в процессе учебной работы и не имел никакой возможности пользоваться обходными путями.

Нам кажется, что не будет преувеличением сказать, что дело здесь обстоит далеко не благополучно. Часто сама методика обучения, способы работы того или иного учителя, если не стимулируют детей к использованию обходных путей, то во всяком случае дают полную возможность удовлетворяться ими тем детям, которые к этому стремятся. В этом вопросе нужно различать две стороны.

Во-первых, в самой методике преподавания мы можем часто обнаружить недостаточную заботу о том, чтобы все обучение строилось, основываясь на активном мышлении учеников, и, таким образом, чтобы они не могли добиться результата никаким обходным путем (просто запомнив, действуя по трафарету). В настоящее время имеются исследования, проведенные в Лаборатории психологии воспитания детей школьного возраста, специально посвященные вопросу возбуждения активности и самостоятельности мышления детей на уроках.

Во-вторых, не всегда уделяется достаточно внимания также и тому, что из-за индивидуальных особенностей тот или иной ученик может оказаться, в отличие от большинства класса, не включенным в активную мыслительную работу.

Очень часто при опросе учеников и проверке их работы учитель удовлетворяется наличием результатов работы, не интересуясь тем, каким путем тот или иной ученик достиг этого результата. Особенно это имеет место в младших классах, где по результатам работы трудно судить о способах ее выполнения: пользовался ли, например, тот или иной ребенок при счете правильными приемами, или считал так, как описанные нами выше интеллектуально-пассивные дети. Но даже в тех случаях, когда учителю удается построить педагогический процесс таким образом, чтобы дети активно размышляли, думали и рассуждали, проблема еще окончательно не решена, так как в классе могут, как мы видели, оказаться такие дети, которые в силу индивидуальных особенностей выпадают из общей работы, оказываются не включенными в активную мыслительную работу, совершаемую остальными учениками.

Возможно ли предупредить возникновение неуспеваемости в случаях, если ребенок пришел в школу не готовым к усвоению знаний? Нам кажется, что предупреждение неуспеваемости в этих случаях вполне возможно при условии, если учитель организует с этими детьми специальную работу до тех пор, пока они не окажутся в состоянии принимать участие в работе класса.

В настоящее время сотрудниками Лаборатории воспитания Института психологии АПН РСФСР разработана нелектуальные приемы и навыки должны быть при этом воспитаны.

Для учителя не представляет труда определить, каковы те знания, навыки или приемы, которыми должен владеть ребенок в каждый момент обучения по данному предмету. Это все те знания, которым сам же учитель обучал ребенка с самого начала, причем абсолютно необходимо хорошее и правильное владение всем материалом, который пройден к настоящему моменту.

Затруднение в определении того, что должен знать ребенок, может возникнуть у учителя только в самом начале обучения. Здесь необходимо определить, что должен знать ребенок, приходя в школу, какие именно знания являются настолько необходимыми, что отсутствие их является препятствием для успешного обучения. Так как в данном случае учитель имеет дело с уже готовыми знаниями, приобретенными ребенком до школы, в определении их может встретиться затруднение, но прочное и хорошее владение всеми этими знаниями и умениями является основой для обучения в I классе.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.