Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Причины неудач ребенка

Ребенок, чувствуя постоянное недовольство родителей, слыша все эти разговоры, видя их отношение к себе, сам перестает верить в себя, в свои возможности, свои силы. «Я неспособный», «у меня плохая память», «мне трудно дается арифметика», — такое нередко можно услышать уже от первоклассников. Вы думаете, они сами пришли к этим безнадежным выводам? Нет, конечно — все началось с ваших упреков и волнений. Ну, а потом самим ребятам стало удобно так объяснять и оправдывать свои успехи, небрежность, неаккуратность. Кроме того, бесконечные укоры и выговоры приводят к тому, что дети начинают с недоверием и обидой относиться к любым замечаниям взрослых. Возникают конфликты, нарушаются взаимоотношения.

А между тем не так уж трудно помочь — и по-настоящему помочь! — малышу исправить недостатки своей работы и улучшить отметки.

Родителям следовало бы только повнимательнее просмотреть, чего он не умеет делать, чего он не знают, и направить свои усилия на то, чтобы научить его отсутствующим у него умениям.

Не только в начале обучения, но и в средних, и даже в старших классах школы нельзя заранее сказать, что из школьника ничего не получится — даже если он учится плохо. Тем более, об этом нельзя говорить в первом классе.

Способности развиваются, и плохие оценки, полученные ребенком в первом классе, ни в коем случае не могут быть показателем способностей и возможностей ребенка. А вот если мать или отец, а иногда и оба, будут ребенку постоянно твердить, что он неспособен, что из него ничего не выйдет, конечно, ничего хорошего здесь получиться не может.

Умение вовремя и правильно оценить причины неудач вашего ребенка, правильно отнестись к ним — вещь необычайно важная. Но, конечно, каждому из вас хотелось, чтобы этих неудач вовсе не было. Как же добиться этого?

Чтобы это стало яснее для вас, давайте вернемся на год-два назад, когда ваш сын еще не был первоклассником. Уже тогда многих из вас волновал вопрос.

Надо ли готовить ребенка к школе? Ответим сразу: надо! Только как?

...Шестилетний Коля доставляет немало хлопот своим родителям. Неугомонный, непослушный, шаловливый, он ежечасно вносит осложнения и неожиданности в тихое течение домашней жизни. И когда бабушка уже совсем не может справиться с ним, пускается в ход самая сильная угроза:

— Вот подожди, в школу пойдешь, там тебе не дадут баловать! Там тебя приучат к порядку! Там тебе покажут!..

И мальчик все больше привыкает к мысли, что «там» его ждут строгости, скука, упреки — словом, только неприятности. Не стоит удивляться, если через месяц — другой при разговоре о школе он, надув губы, уныло протянет: «Не хочу я в школу, не хочу»...

А между тем: потребность учиться, стремление стать школьником естественно.

Это стремление нужно поддерживать, а не разрушать, как случилось в семье, о которой мы рассказали. Но только стремления мало. Нужна подготовка. И вот здесь родители часто допускают одну серьезную ошибку.

... В семье Дроздовых были спокойны за будущие успехи Володи. Еще бы, уже в шесть он бойко читал Маршака и Чуковского, знал наизусть немало детских стихов, неплохо рисовал. И сам Володя в первые дни школьных занятий немножко свысока посматривал на своих товарищей, которые старательно выговаривали до слогам «ма-ма»,«ок-но», «ли-па». Но прошло несколько месяцев - и этой уверенности как не бывало. Дома почувствовали, что Володе не хочется ходить в школу. Да и отметки его стали удивлять и огорчать домашних: в тетрадях все чаще стали появляться нерадостные «тройки» и «двойки».

Что же случилось? Может быть, ученье оказалось для Володи слишком легким и поэтому — неинтересным? Нет, как раз наоборот — слишком трудным!

В семье, где с восторгом относились к необыкновенным способностям Володи, не научили его самым простым, самым необходимым для любого труда навыкам. Оставит игрушки, разбросает — чьи-то заботливые руки, как всегда, разложат их по своим местам; начнет рисовать, бросит на половине — «надоело» — никто не настоит, чтобы работа была доведена до конца.

Вот сейчас мы и подошли к самой сути вопроса: что же такое — подготовить ребенка к школе? Родители часто спрашивают: нужно ли детей до школы учить читать, писать, считать и т.д.? А между тем, главное совсем не в этом. Главное — научить ребенка трудиться. У него должны быть обязанности за выполнение которых он сам отвечает. И здесь надо быть требовательным и настойчивым. Если работа выполнена кое-как — переделать; «не хочется» — вспомни, что это твоя обязанность, за это дело ты отвечаешь. Обязанности у дошкольника, конечно, несложные — помочь убрать в комнате, помыть посуду, навести порядок в своем уголке. Важно, чтобы у малыша появилась ответственность за них, умение оценивать результат своих действий? Так воспитываются настойчивость, аккуратность, трудолюбие. А ведь это — самые необходимые маленькому школьнику качества!

И конечно, еще одно непременное условие успешной учебы — достаточное умственное развитие ребенка. Для этого вовсе не нужен какой-то особый интеллектуальный «тренаж», не нужно превращать ребенка в вундеркинда, удивляющего окружающих взрослыми словами и рассуждениями, которые он сам понимает, в лучшем случае, лишь наполовину! Надо только создать условия для удовлетворения естественной его любознательности — ив игре, и в разговорах с вами, и в чтении, и во многом другом. Важно поддерживать у ребенка стремление узнать, как можно больше об окружающих его людях, вещах, явлениях природы, выражающееся в его бесконечных вопросах «почему?» «зачем?» и т.д.

Итак, теперь мы можем определить то главное, что должно быть свойственно каждому будущему первокласснику. Это — желание учиться, умение посильно трудиться и оценивать результаты своего труда и умение активно думать, стремление больше знать.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.