Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Причины неуспеваемости учеников

Однако поскольку причина неуспеваемости здесь совсем иная, в отношении учеников данной группы и педагогическая задача является совсем другой. Для того чтобы преодолеть неуспеваемость, им незачем доказывать, что они обязаны работать старательно и добросовестно, им не нужно усваивать общественный смысл учения, они и без этого отлично знают, что хорошая успеваемость является их долгом. Эти ученики иногда даже сами страдают оттого, что учатся плохо. Во всяком случае, в начале учебной деятельности большинство из этих детей стремилось хорошо успевать, с плохой успеваемостью у многих из них часто связывались очень тяжелые переживания.

Педагогическая задача по отношению к этим детям также определяется причиной, обусловившей их неуспеваемость. Для того чтобы повысить успеваемость детей этой группы, у них необходимо сформировать описанное выше отношение к учебному труду. Задача эта является очень сложной и требует специально организованных мероприятий. Как показывает опыт, если у какого-нибудь школьника оставить неизменным имеющееся у него неправильное отношение к учебному труду, учитель не только не добьется от этого школьника хорошей успеваемости, но и не воспитает у него тех качеств личности, которые наша школа обязана воспитывать у каждого школьника.

В Лаборатории психологии воспитания детей школьного возраста изучению неуспевающих этой группы и нахождению способов повышения их успеваемости было посвящено несколько исследований. Прежде всего, было установлено, в результате чего у школьников может сформироваться неправильное отношение к учебному труду.

Изучение таких неуспевающих школьников показало, что имеются различные причины, приводящие этих учеников к неуспеваемости. Прежде всего, сюда относятся ученики, пришедшие в школу с несформировавшимся отношением к труду вообще, т.е. такие ученики, у которых имеются в этой области пробелы воспитания в дошкольном возрасте. Тем не менее в остальных областях эти же ученики могут быть вполне готовы к обучению в школе.

Ошибочность воспитания этих детей в дошкольном детстве заключалась в том, что они обычно в процессе жизни до школы не имели каких-либо доступных их возрасту, но постоянных трудовых обязанностей, они не были приучены выполнять эти обязанности всегда тщательно и аккуратно, к качеству их работы не предъявлялось строгих требований, в чем бы эта работа, ни заключалась (собирание игрушек, вытирание пыли с цветов, раскрашивание картинок и т.д.). Это, как правило, избалованные, неорганизованные дети, не приученные ни к порядку, ни к труду.

В результате у них в дошкольный период жизни не сформировались те нравственные качества, умения и навыки, которые необходимы для всякой трудовой деятельности и без которых в процессе учебной деятельности не может формироваться и развиваться правильное отношение к учебному труду.

Поступая в школу не готовыми к обучению со стороны их отношения к труду, эти дети, естественно, оказываются раньше или позже не в состоянии справиться со школьными обязанностями. Они пасуют перед любыми трудностями, не могут себя заставить уделять необходимое время на выполнение домашних заданий. Небрежное, неаккуратное выполнение учебных обязанностей неизбежно ведет к плохому усвоению материала, наличию пробелов, плохим отметкам.

В чем именно выражается несостоятельность того или иного ученика и когда она наступает, зависит от конкретных обстоятельств жизни данного ученика в школьный период и в период жизни до школы. Так, у школьника, хорошо подготовленного в интеллектуальном отношений к обучению в школе, легко усваивающего учебный материал, неумение трудиться может сказаться позже, чем у школьника, который усваивает материал с большим трудом. Точно так же позже и иначе проявляется этот недостаток у учеников, за которыми имеется надзор в семье, в отличие от тех учеников, которые предоставлены сами себе.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.