Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Прием индивидуальных заданий

Прием индивидуальных заданий используется во многих школах и многими учителями, особенно в I классе. Например, многие учителя не всем детям одновременно разрешают переходить к письму чернилами, индивидуализируют сложность арифметических задач. Однако нам не удалось обнаружить в практике школы пользование этим приемом как системой, т.е. на всех уроках, во всех классах, для всех нуждающихся в индивидуальных заданиях учеников и всегда, когда это необходимо. Но самый главный недостаток в использовании этого приема учителями заключается в том, что он не применяется как прием воспитательный для предупреждения появления недисциплинированности, а только для повышения успеваемости. Показателем необходимости индивидуальных заданий на уроке является обычно состояние знаний учеников. Это определяет и то положение вещей, при котором по отношению к хорошим ученикам, быстро работающим, легко схватывающим учебный материал, этот прием не применяется. Как мы указывали выше, согласно нашим наблюдениям, среди недисциплинированных учеников данной группы большой процент составляют именно такие школьники, особенно в младших классах.

В нашем опыте нам удалось осуществить такую систему индивидуальных заданий на уроке только с одной учительницей в течение двух лет (в первом и во втором классах). Эта учительница индивидуализировала задания, даваемые детям на уроке с самого начала обучения и затем в течение двух лет. Она стремилась, во-первых, к тому, чтобы на всех уроках все дети напряженно работали и, во-вторых, чтобы ребенок не переходил к новому материалу до тех пор, пока не усвоил хорошо предыдущий. Надо отметить, что в результате этой работы почти все ученики имели очень высокие оценки, а на уроках всегда была хорошая дисциплина, число детей, нуждающихся в таких индивидуальных заданиях, постепенно уменьшалось. Этот прием особенно эффективен в младших классах.

Многие учителя, кроме того, уже с первых классов активизируют работу всех школьников, требуя от них оценки ответа товарищей, анализа ошибок. В тех классах, где проводилась такая работа, дисциплина на уроке была лучше.

И, наконец, к очень хорошим результатам приводит также введение в классе так называемой первичной оценки, т.е. отметки за новый материал, сообщаемый школьникам на данном уроке.

Специально проведенное исследование К.А. Москаленко показало, как резко повысились и дисциплина, и успеваемость в тех классах, в которых эта первичная оценка была введена.

II подгруппу рассматриваемой группы учащихся образуют такие ученики, часто встречающиеся во всех классах школы, которые либо в результате нервозности, либо в результате своеобразных условий воспитания отличаются двигательным беспокойством.

Эти школьники очень подвижны, непоседливы, часто что-нибудь вертят или мнут руками, рвут бумажки, катают шарики. Многие из них даже и не замечают, что ведут себя не так, как следует.

Овладеть своим поведением по требованию учителя без специальных воздействий им бывает очень трудно, часто невозможно. Учителя, однако, не всегда учитывают эту невозможность школьника самостоятельно преодолеть имеющиеся у них недостатки и, так как эти ученики фактически очень мешают проведению урока, предъявляют к ним требования, которые они не в состоянии выполнить. Это часто приводит к возникновению конфликтов.

Главной задачей по предупреждению появления недисциплинированности у таких школьников является помощь им в овладении своим поведением еще до того времени, пока недисциплинированность не стала для них привычкой в данной деятельности и не появились вторичные моменты, связанные с недисциплинированным поведением.

Наиболее эффективным в этих случаях является создание контроля и самоконтроля над теми сторонами поведения, в которых проявляется импульсивность данного школьника. Мы неоднократно наблюдали, как учителя, используя этот прием, добивались поразительно хороших успехов.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.