Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Приемы учебной работы

Возможность закрепления неправильных приемов учебной работы объясняется тем, что вначале учебная деятельность является менее сложной, и неадекватность тех или иных приемов может либо вообще не ощущаться, либо сказываться значительно меньше, чем в более сложных заданиях в последующих классах. Например, ученик может легко и быстро приготовить пересказ небольшого отрывка или выучить наизусть маленькое стихотворение, если он будет читать текст с начала до конца несколько раз подряд, без предварительной разбивки на отрывки и без пересказа себе после первого или второго чтения. Из-за краткости рассказа или стихотворения нет необходимости в проверке, не упущено ли что-нибудь из текста.

Однако, как только рассказ удлиняется, а содержание усложняется, заучивать материал таким способом оказывается труднее. Вместе с усложнением материала растут и трудности. Однако, несмотря на то, что с таким легким материалом школьники имеют дело очень короткое время, только в самом начале обучения, и что уже к концу первого года обучения им нужно заучивать довольно большие и для их возраста сложные по содержанию рассказы и стихотворения, многие из них успевают привыкнуть пользоваться теми приемами заучивания, на которые они случайно натолкнулись в начале обучения.

Точно так же обстоит дело в отношении любых видов учебной работы. Возьмем, например, списывание. В самом начале обучения школьник списывает простые и короткие слова или примеры, причем часто одно и то же слово он должен написать по нескольку раз. При этих условиях для того, чтобы написать правильно, нет необходимости, прежде чем писать, внимательно проанализировать слово или арифметический пример. Однако без этого трудно правильно выполнить более сложные задания, которые школьники получают уже к концу первого класса. Несмотря на это, у многих школьников успевает закрепиться при списывании привычка не только не анализировать, но даже и не прочитывать внимательно предложение и слово, которое они списывают, а также и не проверять написанное.

Такие же неправильные навыки создаются у многих детей и при выполнении, например, письменных грамматических упражнений. Первые грамматические правила так просты, что школьнику незачем их специально учить для того, чтобы использовать при выполнении упражнения. Кроме того, темп прохождения грамматических правил вначале не быстрый: на одно и то же правило, ученики выполняют упражнения в течение нескольких дней. Поэтому у многих школьников создаются привычки выполнять упражнение до того, как они специально выучат правило. Эта привычка сохраняется у них и тогда, когда они не знают правила, на которое им задано упражнение.

Привычка комбинировать числа задачи, даже не вникая в условия, также легко может возникнуть в первые дни обучения, когда из-за несложности задач возможны одна, максимум две комбинации чисел и, следовательно, такой способ решения приводит к положительному результату.

В пределах начальной школы эти неправильные приемы и способы учебной работы в какой-то мере еще позволяют некоторым школьникам справляться с учебным материалом. Однако начиная с пятого класса, который вообще требует во многом совсем иных способов учебной работы, эти неправильные, но прочно укоренившиеся привычки часто становятся причиной неуспеваемости тех учеников, которые прежде еще кое-как справлялись с занятиями.

Из всего сказанного ясно, что повысить успеваемость ученики этой группы смогут в первую очередь путем замены неправильных способов и приемов учебной работы более правильными, но самостоятельно совершить эту замену они, конечно, не в состоянии. Даже в старших классах им требуется для этого помощь учителя, тем более в младших и средних классах. Как правило, школьники даже и не знают, что пользуются неправильными приемами и что в этом причина их неуспеваемости. Больше того, как и школьники предыдущей группы, они также часто сопротивляются попыткам учителя обучить, их более правильным способам учебной деятельности. Это сопротивление вызвано, во-первых, тем, что ученики уже привыкли к своим способам, которыми они много времени пользуются.

Во-вторых, и это самое главное, вначале, до тех пор пока школьники не овладели новыми приемами учебной работы, эти новые, хотя и более совершенные, способы требуют больше времени, чем старые, менее совершенные, и оказываются на первых порах более трудными.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.