Примеры записей при работе со школьниками
Приведем для примера некоторые из таких записей, использованных в нашей работе со школьниками. Конечно, приводимые пункты записи не были целиком в таком именно виде использованы в работе с одним каким-нибудь школьником, Мы выбрали пункты, чаще всего встречавшиеся в нашей работе и оказавшиеся наиболее эффективными.
Например, в зависимости от конкретного случая у нас оказывались эффективными следующие пункты:
1. Всегда получать пальто на вешалке в порядке очереди.
2. Не выходить из столовой с несъеденным куском.
3. Не разговаривать в столовой с товарищем, который сидит за другим столом.
4. Есть в столовой сидя.
5. Как только прозвонит звонок с перемены, сразу же бросать все дела и идти в класс.
6. На перемене сразу подходить к товарищу (указывается точно имя) и с ним проводить всю перемену. Пойти в библиотеку, в столовую, разговаривать, играть в шашки, слушать радиопередачи.
7. Не пытаться стать на то место в строю, очереди (в буфет, библиотеку, гардероб), которое уже занято товарищем, а стать сзади.
8. Не выхватывать у товарищей из рук желаемую вещь, а попросить ее. Если он не даст, уйти.
9. Складывать книги и тетради в портфель с вечера (или как только окончено приготовление уроков).
Или, например, если недисциплинированность школьников проявлялась на уроке, перед ними ставились и затем записывались следующие конкретные задачи, также различные в зависимости от конкретных обстоятельств:
1. Ничего не говорить учителю сразу при получении плохой отметки, даже если она кажется несправедливой, а спросить у учителя об этом после уроков.
2. Не отвечать на уроке товарищу даже тогда, когда он с тобой заговорит первый, толкнет тебя или как-нибудь заденет.
3. Не приносить в школу книг для чтения.
4. Не приносить в школу посторонних вещей.
5. Не вынимать из портфеля или парты книг и вещей, не относящихся к данному уроку.
6. Отдать учителю (положить на окно, оставить в гардеробе) завтрак, чтобы не есть на уроке.
7. Сразу же записывать в дневник задаваемые уроки.
8. После уроков подойти к учителю и спросить, не нужно ли оставаться на дополнительные занятия.
9. Повторить про себя задание, которое дает учитель для выполнения на уроке, и сразу же начать его выполнять.
Можно выдвинуть сколько угодно аналогичных пунктов для записи. Для разных школьников они будут совсем различны, важно только, чтобы они были составлены по тому же принципу, а именно, чтобы они являлись для школьника конкретным руководством к его поведению.
Важно учесть также и то, чтобы выполнение каждого пункта имело конкретное внешнее выражение и легко поддавалось учету и контролю. Это имеет большое значение потому, что если школьник не будет постоянно обращаться к записи, отмечать, какие из пунктов выполнены, а какие остались невыполненными, даже хорошо составленная запись может оказаться совершенно бесполезной.
13.06.2018