Протокол беседы
Вот протокол беседы, проведенной с Галей в конце ее обучения в IV классе.
Эксп. Как ты хочешь учиться?
Галя. Я хочу отличницей быть, потому что, когда Сергей Иванович называет, кто отличники, и называет тебя, очень приятно.
Эксп. А ты сможешь учиться на «отлично»?
Галя. По русскому языку смогу, у меня и теперь «четыре» и «пять».
Эксп. А по другим предметам?
Галя. Наверное, смогу, нет, я думаю не по всем.
Эксп. Что сможешь хорошо выполнить, а что нет?
Галя. Задачи я не умею с вопросами решать.
Эксп. А без вопросов?
Галя. Без вопросов у меня еще получается, и то не очень быстро, а с вопросами я не люблю. Эксп. А по другим предметам?
Галя. Мне еще историю и природоведение трудно учить. Когда Татьяна Александровна рассказывает, то слушать интересно и вроде все понятно, а потом я не умею рассказать. Начну рассказывать и позабываю, говорят, надо своими словами, а у меня как стихотворение, а так я не умею.
Эксп. Сумеешь ты на «пятерки» учиться по этим предметам?
Галя. Я думаю, что нет, может, на «четверки» еще сумею, а сейчас только «тройки» получаю.
Те же данные получены и при выборе задач. Выбирая для решения арифметические задачи, она сразу с самого начала берет задачу № 9, говоря при этом: «Самую трудную возьму». Но, не решив ее, сразу же спускается в выборе до третьей, а затем и до второй задачи и, даже не пытаясь ее решать, отказывается от участия в эксперименте, заявляя: «Я не умею решать задачи».
Первый выбор самой трудной задачи (№ 9) свидетельствует, очевидно, о том, что у Гали действуют еще привычные самооценка и уровень притязаний. Но затем следующие выборы Гали определяются уже вполне адекватной самооценкой.
Экспериментальный прием отбора детей для участия в олимпиаде не дал новых материалов по сравнению с III классом. Как и там, девочка отказывается пойти на олимпиады по решению арифметических задач и по чтению, вполне адекватно мотивируя свой отказ неумением решать задачи и рассказывать.
Итак, можно сказать, что самооценка Гали в учебной деятельности в IV классе стала значительно более адекватной. Хотя у нее еще остались, как бы действующие по привычке, и высокие притязания и высокая самооценка, но под влиянием деятельности и опыта они уже становятся адекватными, и поэтому при первом же неуспехе Галя легко и безболезненно отказывается от них. Как мы и предполагали, именно в этом направлении должно было пойти изменение самооценки Гали в той области, в которой у нее был опыт и в которой, следовательно, жизнь и деятельность могли формировать правильную самооценку.
В отношении Гали к общественным обязанностям за год (с III до IV класса) не произошло никаких изменений. При изучении ее самооценки, притязаний, возможностей получены те же данные, что и в III классе.
Это можно объяснить тем, что в общественной деятельности у Гали совершенно не прибавилось опыта. За все время она не имела ни одного даже временного общественного поручения.
Этот же факт неизменившейся самооценки в области общественной деятельности, очевидно, свидетельствует о том, что имевшаяся у Гали привычка во всем оценивать себя высоко еще не исчезла и что перестройка самооценки коснулась не всех областей.
В области взаимоотношений с детьми у Гали произошли реальные изменения. Хотя в IV классе она получила только один выбор (вместо двух полученных ею в III классе), но
очевидно, что она теперь гораздо больше удовлетворена своими взаимоотношениями с детьми, чем раньше: она и сама делает тоже один-единственный выбор (вместо шести сделанных ею в III классе), при этом этот единственный выбор падает на ту же девочку, которая выбирает ее. Очевидно, это свидетельствует о расположении детей друг к другу и о том, что это расположение является взаимным.
Материалы как бесед, так и наблюдений говорят о том же: теперь положение Гали среди товарищей и ее отношение к этому положению стало иным.
Прежде всего, Галя приобрела подругу — именно ту девочку Валю, с которой у нее в IV классе оказался взаимный выбор. Теперь девочки вместе проводят весь досуг: они вместе играют, гуляют, беседуют и т.п. Эта новая подруга Гали только недавно приехала из деревни. Галя, которая (единственная из девочек) находилась в этот период в одиночестве, сразу активно начала устанавливать с Валей дружеские отношения. Это ей очень легко удалось, и скоро Валя оказалась самой близкой ее подругой.
Облегчило ей успех в этом деле еще и следующее обстоятельство. В конце обучении Гали в III классе, а затем в IV с ней велась педагогическая работа по преодолению имеющихся у нее дурных привычек поведения, которые, по нашему предположению, мешали ей наладить правильные взаимоотношения с товарищами и тем самым являлись косвенной причиной аффекта.
13.06.2018