Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Протокол эксперимента

Экспериментатор: Ты уже хорошо считаешь при помощи палочек. А все дети считают уже без палочек, давай мы уберем палочки и будем считать без них.

Вова: Хорошо.

Экспериментатор: К пяти прибавь два. Считай вслух, как будто ты по одной палочке прибавляешь. (Вова сидит молча, не считает.)

Экспериментатор: Ну, а если бы у тебя тут пять палочек лежало, да еще две прибавить, как ты будешь считать?

Вова: Я так не умею.

Экспериментатор: По одной прибавляй. Тут пять, да еще одну.

Но мальчик отказывается считать и совершенно не может справиться с задачей, несмотря даже на помощь экспериментатора.

После того, как Вова не сумел справиться с задачей при отсутствии предметов, мы перешли к экспериментам, в которых была сохранена только часть предметов. Таким образом, с палочками, которые соответствовали первому слагаемому, ребенок уже должен был действовать в воображаемом плане, в то время как с палочками, соответствующими второму слагаемому, он совершал реальные действия.

Однако нам пришлось и здесь осуществлять переход постепенно. Даже когда дело касалось одной только части предметов, дети не смогли действовать без них, если мы убирали их сразу. Пришлось поступить следующим образом: сначала оставить на столе палочки, относящиеся ко второму слагаемому, но накрыть их листом бумаги, затем убрать палочки совсем, а на столе оставить только лист бумаги. Для ребенка теперь было уже достаточно и этого. Он хорошо справлялся со счетом, имея перед глазами вместо первого слагаемого только лист бумаги.

Интересно отметить, что лист бумаги, который раньше прикрывал палочки, был временно необходим для каждого из трех наших испытуемых. Они еще не могли считать, если вместо первого слагаемого не было совсем никакого предмета. Постепенно они начинали считать уже и без палочек, соответствующих первому слагаемому, и без заменяющих их предметов.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.