Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Протоколы экспериментов с испытуемыми

Приведем несколько протоколов экспериментов с этими испытуемыми, относящихся к первым занятиям с ними.

Миша Я.; протокол № 1

Экспериментатор: До скольких ты уМеешь считать? Миша: До семи. Экспериментатор: Считай.

Миша: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 18, 30.

Экспериментатор: Ты правильно считаешь до 12, почему ты говоришь, что до 7 считаешь? Миша: До 12 я не могу.

Экспериментатор: Нет, умеешь, ты ведь считал. А обратно от 10 ты умеешь считать?

Миша: Умею.

Экспериментатор: Ну посчитай.

Миша: 10, 9, 3, 2, 1.

Экспериментатор: Разве после девяти сразу три?

(Миша молчит.)

Экспериментатор: Посчитай еще раз.

Миша: 10, 5.

Экспериментатор: 10, а потом?

Миша: 10, 9, 5.

Экспериментатор: Нет, 10, 9, потом?

Миша: Шесть.

Экспериментатор: Нет.

Миша: Не знаю, четыре?

Экспериментатор: Если будешь считать по порядку, после семи что будет?

Миша: Десять.

Экспериментатор: Нет,

Миша: Четыре.

Экспериментатор: Нет, а после четырех?

Миша: Два.

Экспериментатор: Нет.

Миша: Десять.

Экспериментатор: Считай от единицы подряд, досчитай до четырех и скажи, что будет потом?

Миша: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Экспериментатор: Я спрашиваю, после четырех что будет, а ты до 7 считаешь?

Миша: Не знаю.

Убедившись, что Миша не в состоянии выполнить в уме даже самого простого задания — указать число, стоящее по порядку рядом с данным числом, — мы решили посмотреть,

как он будет выполнять то же задание, имея перед глазами числовой ряд. Оказалось, что, даже имея разложенные перед глазами в порядке цифры, мальчик не мог выполнить это задание.

Экспериментатор: Посмотри и скажи, что стоит после 7.

Миша: Три.

Экспериментатор: А ты посмотри.

Миша: Не знаю.

Экспериментатор: Покажи пальцем, где семь?

(Миша показывает правильно.)

Экспериментатор: Теперь покажи, какое число рядом.

Миша (показывая пальцем): Восемь.

Экспериментатор: Верно. Теперь покажи три. Правильно. После трех что?

Миша: Четыре.

После того, как с мальчиком было проделано достаточное количество упражнений, он мог сразу находить глазами нужную цифру, называть следующую, стоящую за ней. Однако и после этого, уже умея правильно называть, глядя на цифры, число, находящееся после данного числа, он сразу не мог выполнить это в уме, когда цифры перед ним не лежали. То же мы обнаружили и у другого ученика Юры К.

Убедившись, что Юра правильно называет все числа от единицы до десяти, не глядя на лежащие перед ним цифры, экспериментатор спрашивает: «Какое число будет после пяти, если считать подряд?»

Юра: Два.

Экспериментатор: Считай по порядку до пяти и скажи, какое число будет после пяти?

Юра: 1, 2, 3, 4, 5.

Экспериментатор: Ну? а потом что?

(Юра молчит.)

Экспериментатор: Считай подряд.

Юра: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.

Экспериментатор: После пяти... что было?

Юра: Три.

Экспериментатор: Нет.

Юра: Восемь? Десять?

Точно так же, как и предыдущий ученик, Юра не мог выполнить этих заданий, даже имея перед глазами разложенные по порядку цифры.

Такие же знания обнаружили и остальные наши испытуемые.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.