Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Протоколы занятий с детьми

Гена М., ученик I класса; протокол № 2

На экспериментальном занятии Гена решает примеры на сложение и вычитание. Числа, которые он должен складывать или вычитать, лежат перед ним на столе. Инструкция: решать примеры, считая в уме, не пользоваться ни палочками, ни пальцами.

Экспериментатор: Сколько будет от десяти отнять два?

Гена: Восемь. (Ответ дается через 3 сек.).

Экспериментатор: Правильно. А от десяти отнять три?

Гена: Семь. (Так же быстро.)

Быстро и правильно он решает следующие примеры: 10—4; 10—5 и т.п.

Затем Гене предлагаются для решения примеры на вычитание с переходом через десяток, причем он уже знаком с приемами такого вычитания.

Экспериментатор: Отними от тринадцати пять. (Выкладывает перед Геной и столе пример 13—5.)

Гена: Отнять 3 будет 10 и еще отнять два. (Этот ответ дал быстро, через 5 сек., после чего останавливается и молчит.)

Экспериментатор: Ну, сколько будет?

(Гена молчит, смотрит на пальцы.)

Экспериментатор: Что тебе надо сосчитать?

Гена: От десяти отнять два.

Экспериментатор: Ну, сколько будет?

(Гена начинает считать по пальцам.)

Экспериментатор: Считай без пальцев, ты же только что говорил, сколько будет от десяти отнять два. (Выкладывает перед Геной на столе пример 10—2.)

(Гена, несмотря на замечания экспериментатора, считает по пальцам и дает правильный ответ только через 37 сек.)

Экспериментатор выкладывает перед Геной пример 12—5.

Гена (быстро): Отнять 2 получится 10 и отнять 3 получится... (Сидит молча.)

Экспериментатор (выкладывает цифры 10—3): Считай в уме.

(Гена сидит молча, не может дать ответа. Потом долго считает по пальцам и, наконец, дает правильный ответ.) Экспериментатор: От тринадцати отними пять. Гена: Сперва отнять 3 будет 10 и отнять 2 будет 6. (Ответ дает быстро, через 7 сек.)

Экспериментатор: Нет. (Выкладывает пример 10—2.)

Гена (быстро, через 2 сек.): Семь.

Экспериментатор: Нет, посчитай как следует. (Гена долго думает, смотрит на пальцы, через 53 сек. дает правильный ответ.)

Экспериментатор: От пятнадцати отними семь.

Гена: Сначала 5 отнять.

Экспериментатор: Да, а еще сколько останется?

Гена: От десяти отнять два. (Экспериментатор выкладывает пример 10 — 2.)

Гена (долго считает по пальцам): Будет один.

Экспериментатор: Неверно.

Гена (быстро): Четыре.

Экспериментатор: Неверно, ты что отнимаешь?

Гена: От десяти два будет пять?

Экспериментатор: Нет, посчитай как следует.

Гена долго сидит, пытается считать по пальцам, прекращает, снова пытается считать, потом по пальцам считать перестает. Вдруг, как бы вспоминая, дает правильный ответ.

Таким же образом он решал и другие подобные примеры. После этих примеров экспериментатор снова предлагает вычитание из десяти, с которым Гена справляется легко и быстро.

Экспериментатор: Отними от десяти три.

Гена: Семь. (Ответ дан через 3 сек.)

Экспериментатор: Отними от 10 — 2.

Гена: Восемь. (Ответ дает через 3 сек.)

То же происходит у этого мальчика и у некоторых других испытуемых при решении трудных для них задач.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.