Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Проверка знаний

Специально проведенная проверка знаний и круга его представлений показала, что знания у Шурика бедные, отрывочные, случайные. Речь бедная, примитивная, он с трудом выражает свою мысль, запас слов маленький. Он ниже многих детей своего класса и по общему умственному развитию, и по развитию речи. Очень часто он вообще не стремится понять то, что читает, потому что ему не хочется думать, не хочется работать. Кроме того, присущие ему медлительность и неуклюжесть сказываются также и в учебной работе. Он позже и дольше всех возится с приготовлением уроков. Торопится, чтобы успеть одновременно с ребятами, и это, в свою очередь, влияет на результат его работы.

Таким образом, очевидно, что в то время, когда мы изучали Шурика (конец III и начало IV класса), его возможности в учении были невелики.

Учиться Шурик не любит, потому что не любит трудиться, а интереса к знаниям у него нет и учение ему дается нелегко. Но в экспериментальной беседе выяснено, что он ни в коем случае не хочет бросить школу. Он считает, что учиться надо, и твердо решил учиться. Шурик хочет иметь хорошие знания (хотя не испытывает к ним интереса); мотивирует он это желание тем, что знания нужны каждому человеку: «Теперь все на механизме устроено, надо не руками работать, а головой: что без знаний сделаешь?»

Шурик хочет хорошо учиться, «тройка» его не устраивает. Он хочет этого потому, что «это хорошо, когда будешь хорошо знать», «мама рада и не будет наказывать».

Итак, Шурик учится плохо, учиться лучше ему трудно, хотя он этого очень хочет.

Каковы же его притязания и самооценка в учебной деятельности?

В беседе мальчик проявляет повышенный уровень притязаний, завышенную самооценку и неадекватное объяснение своих неуспехов: он не доволен своими отметками и считает, что может учиться лучше. Причину недостаточно хорошей успеваемости видит в случайных вещах: то в том, что «не постарался», то в том, что «торопился», то в том, что «был невнимательным». Он убеждает экспериментатора, что он случайно получил «двойку» за диктант или «тройку» за решение задач: «не успел переписать», «не посмотрел, что написано на доске» и т.п. Он без колебаний заявляет, что сумеет учиться на «четыре» и «пять». Не все дети ведут себя так, очень многие из них при аналогичной ситуации прямо говорили о том, что им «трудно дается учение», признавали, что они делают ошибки в диктанте, что они не знают правил, плохо читают и т.д.

К этому надо добавить и тот факт, что в начале беседы об учении Шурик повел себя так же, как и в тех беседах, о которых мы говорим выше, отвечая на многие вопросы молчанием или ссылкой на незнание, что обусловлено, очевидно, как мы уже говорили, наличием переживаний, связанных с этими вопросами. Нередко, особенно в начале беседы, Шурик отвечал: «Не знаю», — не только на вопрос экспериментатора: «Как ты учишься?» — но даже на еще более конкретный вопрос: «Какие у тебя отметки?»

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.