Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся i класса в учебной работе

В предыдущем исследовании, посвященном изучению неуспевающих учащихся I класса , мы описали группу учеников, которых из-за особенностей их мыслительной деятельности мы назвали интеллектуально пассивными детьми.

В этом исследовании нам удалось показать, что неуспеваемость этих учеников обусловлена особенностями их интеллектуальной деятельности, появившимися в результате неправильного воспитания в дошкольном возрасте.

Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интеллектуальной деятельности, они не привыкли и не умеют думать, для них характерно наличие отрицательного отношения к умственной работе и связанное с этим отрицательным отношением стремление избежать активной мыслительной деятельности. Поэтому в учебной деятельности, при необходимости решать интеллектуальные задачи, у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без понимания, угадывание, стремление действовать по образцу, пользование подсказкой и т. д.).

Это исследование было направлено в первую очередь на то, чтобы преодолеть у интеллектуально пассивных детей отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности и найти условия, вызывающие у них интеллектуальную активность. Поскольку интеллектуальная задача в условиях учебной работы не только не побуждала этих детей к активной умственной деятельности, но даже, напротив, часто вызывала у них отрицательное отношение, мы включали учебную задачу в дидактическую игру, что изменяло у наших испытуемых мотив их интеллектуальной деятельности. Таким экспериментальным изменением мотива деятельности ребенка нам удалось уничтожить отрицательное отношение ребенка к мыслительной работе и вызвать у него умственную активность. Однако в условиях школьного обучения, т. е. когда мотив интеллектуальной деятельности экспериментально не изменялся, эти же испытуемые продолжали избегать активной мыслительной работы.

Таким образом, в предыдущем исследовании мы нашли способы вызывать у интеллектуально пассивных детей активную интеллектуальную работу в специальных экспериментальных условиях, однако мы не нашли путей преодоления интеллектуальной пассивности в процессе самой учебной работы. Эту задачу мы и поставили перед настоящим исследованием.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.