Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Психология ребенка

Кроме того, зная психологию ребенка этого возраста, следует принимать во внимание хорошо известный всем учителям, однако, не всегда и не всеми учитываемый факт, что любое объяснение, данное в классе всем детям, не всеми воспринимается одинаково хорошо, и в том числе объяснение, которое дает учитель к выполнению задания. Если такая невосприимчивость обнаруживается у того или иного ученика в отношении учебного материала, учителя, как правило, считают это естественным и занимаются с этим школьником дополнительно столько времени, сколько необходимо, чтобы он хорошо усвоил этот раздел.

Но совсем иное отношение учителей мы встречаем в вопросах, связанных с усвоением приемов и способов работы школьника дома. Здесь почему-то учителя считают, что если школьникам объясняли, как надо выполнить то или иное задание или как они должны организовать свой учебный труд, значит, они должны это объяснение усвоить и работать соответственно указаниям учителя.

Но совершенно ясно, что и в любой области, точно так же, как в области усвоения знаний о способах и приемах работы, для тех или иных школьников могут понадобиться дополнительные объяснения, показ, упражнения. Если этого нет, мы встречаемся со случаями, когда даже те явно недостаточные объяснения, касающиеся способов работы дома, которые учитель дает в классе, оказываются не усвоенными отдельными школьниками.

Кроме того, необходимо учесть и еще одну особенность первоклассников, проявляемую ими в первые дни поступления в школу. Особенность эта, на которую указывали многие авторы (М.Н. Волокитина и др.), заключается в том, что маленький школьник в самом начале обучения часто вообще не относит к себе лично того, что учитель говорит всему классу, если он не назвал ученика по имени и не обратился к нему. Таким образом, и здесь может случиться, что тот или иной школьник не воспринял и не усвоил каких-либо объяснений.

Итак, имеющееся в настоящее время руководство со стороны учителя самостоятельной работой маленьких школьников не обеспечивает правильного формирования приемов и способов работы. Это объясняется тем, что, во-первых, такое руководство охватывает не все стороны учебной работы школьника дома, и, во-вторых, тем, что из-за неучета психологических особенностей маленьких школьников некоторые из них не усваивают объяснений. Отсюда ясно, что для того, чтобы обеспечить формирование правильных приемов и способов самостоятельной учебной работы маленьких школьников, необходима специальная работа учителя в этом направлении.

Имеется много конкретных методов, которыми отдельные учителя добиваются хороших

результатов. Не задаваясь целью перечислить все имеющиеся методы, мы для примера опишем некоторые из них.

Один из методов, дающий всегда очень хороший эффект, заключается в том, что учитель проводит личное наблюдение над способом приготовления уроков своими учениками. Этого он достигает либо посещением учеников во время приготовления ими уроков, либо организацией выполнения домашних заданий в классе после занятий.

Некоторые учителя, давая задание на дом и объясняя приемы, которыми это задание должно выполняться, тут же на уроке проводят со школьниками упражнение, точно

так же, как они это делают, например, при объяснении какого-нибудь правила.

В других случаях учитель требует от ученика на уроке отчета о том, как он выполнял то или иное задание, причем ученик должен рассказать все этапы выполнения задания. Затем организуется обсуждение.

В двух последних случаях учителю удается помочь школьникам осознать не только результаты их работы, но и приемы, и способы, которыми они ее выполняли, а также создать общественное мнение по отношению к этой стороне учебной деятельности.

Конечно, достигнуть положительного результата возможно, сочетая несколько различных приемов из указанных здесь, а также и многих других, имеющихся в опыте отдельных учителей. Важно также, чтобы работа эта проводилась не эпизодически от случая к случаю, а систематически и постоянно.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.