Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Пути и способы достижения поставленной цели

В предыдущих параграфах мы осветили вопросы, связанные с изменением отношений школьников к различным поступкам и явлениям. Однако это изменение отношений школьника и даже появление у него новой цели еще не обеспечивают того, что цель эта будет достигнута и что появившиеся у него намерения будут реализованы.

Наличие цели и имеющегося у школьника стремления ее выполнить сами по себе еще не обеспечивают достижения этой цели, так как не определяют путей ее осуществления. Часто эта цель имеет общий, недифференцированный характер, например, вообще стать дисциплинированным или повысить свою успеваемость.

Одна и та же цель в случае ее недифференцированности и неконкретности может быть достигнута самыми различными путями. Выбор их зависит от конкретных условий жизни именно данного школьника, от его возможностей, умений, особенностей личности.

В случаях перевоспитания школьник часто не в состоянии самостоятельно найти правильные пути достижения цели, потому что цель является новой и в его собственном опыте не было способов ее достижения.

Однако то, что эти ученики могут наблюдать в деятельности других школьников, является в этом случае совершенно недостаточным: по большей части они видят только готовый результат, а не те пути, которыми этот результат был достигнут. Допустим, например, что недисциплинированные ученики постоянно видят примеры дисциплинированного поведения других школьников или ученики с неправильным отношением к учению ежедневно сталкиваются со школьниками, систематически и добросовестно готовящими уроки. Эти готовые результаты деятельности одних учеников ничему не могут научить других школьников, нуждающихся в перевоспитании, так как мотивы деятельности их товарищей, приемы, которыми они добиваются результатов, умения и навыки, которые используются, скрыты и не делаются обычно в школьной практике предметом осознания учеников.

Таким образом, может оказаться, а в практике школы очень часто так и бывает, что в случаях, требующих перевоспитания, школьник, предоставленный в поисках путей самому себе, не будет знать, как ему следует поступать в том или другом случае. Сделав несколько попыток и натолкнувшись на неуспех, он только из-за этого часто не реализует имеющегося у него намерения, иногда с таким трудом созданного учителем.

Незнание способов, которыми следует добиваться того или иного результата, той или иной цели, у таких школьников иногда просто поражает и кажется неправдоподобным. Трудно даже себе представить, насколько неумелыми, неопытными, незнающими бывают иногда ученик.

Предположим, что у школьника, относившегося до сих пор небрежно и неответственно к своим школьным обязанностям, изменилось к ним отношение, и он начал стремиться к достижению новой для него цели — работать ответственно и добросовестно и повысить свою успеваемость. Однако потому, что он до сих пор не проявлял ответственного отношения к учению, у него не выработались необходимые привычки и навыки. Он, например, может даже не представлять себе, что уроки необходимо готовить в определенный час и что на их приготовление надо затрачивать определенное время, что, если уроки не готовы, необходимо ради их приготовления отказаться от чего-либо очень привлекательного. Или же, например, такой школьник может считать естественным не приготовить урок, если у него нет книги, если он забыл, что задано. В случае если ему встретился непонятный материал, и он не смог решить задачу, а работал над ней, с его точки зрения, достаточно, он искренне считает, что больше он ничего делать не должен. Ему и в голову не приходит, что он обязан решить задачу во что бы то ни стало, при всех обстоятельствах и что он может этого добиться тем же путем, которым пользуются в этих случаях его товарищи (попробовать разобраться самостоятельно в предыдущем материале, для того чтобы понять данную задачу; обратиться за помощью к товарищу, к учителю).

Точно так же немало и таких учеников, которые, решив исправить свое поведение и искренне к этому стремясь, не могут часто найти способов для того, чтобы справиться с теми или иными из своих недостатков. Так, ученик, систематически опаздывающий в школу, не находит способов и приемов, организующих его поведение и позволяющих ему приходить своевременно (ложиться раньше спать, просить себя разбудить, готовить с вечера все необходимое для школы). Почему же те мотивы, навыки, умения и привычки, о которых здесь идет речь, у данной группы детей оказались несформированными?

Воспитание


18.08.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.