Работа по изучению отрицательных аффективных переживаний
Работа по изучению отрицательных аффективных переживаний начата недавно. В исследованиях М. С. Неймарк был изучен механизм аффективных переживаний у детей подросткового возраста. Однако вопросы о конкретных причинах возникновения у детей этих переживаний, характере их протекания, своеобразии и особенностях аффективной личности остаются еще не исследованными.
Перед настоящим исследованием, на основе данных, уже полученных в других работах, была поставлена задача дать анализ аффективных переживаний и аффективного поведения школьника и проследить путь их возникновения.
Обратиться к изучению таких детей нас побудили следующие соображения: во-первых, исследования, проводившиеся ранее, давали возможность предположить, что длительное проявление указанных форм поведения, которое довольно часто встречается у школьников, может привести к их закреплению и к формированию отрицательных качеств личности; во-вторых, при воспитании детей, у которых имеются отрицательные аффективные переживания, встречаются большие трудности. Следовательно, их изучение и нахождение способов педагогического воздействия с целью изменения этого поведения имеет непосредственное значение для педагогической практики.
В связи с поставленной задачей в качестве главного метода исследования был избран путь индивидуального изучения школьников с аффективными переживаниями и соответствующими им формами поведения. На основе этого изучения велась работа по их перевоспитанию. Последнее являлось, с одной стороны, проверкой выдвинутых в исследовании гипотез относительно данного ребенка, с другой стороны, давало дополнительный фактический материал.
Изучение проводилось длительное время (в течение двух лет — на протяжении третьего и четвертого годов обучения) и имело характер клинического изучения каждого ребенка; оно охватывало жизнь ребенка в школе и дома, его взаимоотношения с товарищами, родителями, воспитателями, его учебную и общественную работу. В процессе изучения удавалось проследить и конкретную причину, приведшую к возникновению аффективных переживаний у каждого ребенка, и своеобразие их протекания.
Казусное изучение детей сочеталось в данном исследовании с использованием экспериментальных приемов и методик. Всего было изучено шесть детей, у которых как по наблюдениям воспитателей, так и по нашим наблюдениям, проявлялись формы поведения, связанные, как мы предполагали, с аффективными переживаниями.
13.06.2018