Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Решение задач обучения

Отсутствие не только понимания того, что он читает, но и стремления понять, обнаружилось при выполнении этим учеником работы по составлению плана параграфа по ботанике. Название того или иного отрезка текста Боря находил совершенно случайно. Это были либо наиболее часто встречающиеся слова, либо слова, выделенные жирным шрифтом, либо то слово, с которого начинался данный отрывок. Этого ученика не смущало далее и то, что слово это могло стоять не в именительном падеже и вообще быть незнакомым. Например, отрывок, в котором он увидел напечатанным курсивом слово «привоем», в фразе: «То растение, которое прививают, называется привоем», он предложил назвать словом «привоем», исковеркав его произношение и не смутившись тем, что оно стоит в творительном падеже. Как следовало ожидать, он, конечно, не знал значения этого слова.

Другая ученица VI класса Люся К. также учила все, что ей задавали в школе, зазубривая материал без всякого понимания. Вот как, например, она работала над заданием по геометрии. Ей надо было доказать теоремы о треугольниках с двумя соответственно равными сторонами. Не прочитав доказательства, данного в учебнике, она начала вслух читать первую фразу учебника следующим образом: «Пусть в треугольниках ABC и А1В1С1 дано скобка черт. 57 скобка две точки» . После того как она точно также прочла эту фразу пять, шесть раз, она перешла к следующей фразе. Так она «учила» все теоремы.

У одной ученицы VIII класса Поли Ж., которая училась удовлетворительно по всем предметам, кроме английского языка, проявлялось такое же заучивание без понимания, но только в отношении одного учебного предмета — английского языка. При занятиях английским языком, ничего не понимая и не стремясь понять, ученица выучивала совершенно бессмысленно наизусть русский текст, если надо было переводить с английского, и английский текст, если был задан перевод с русского, ни разу не читая текста, с которого требуется дать перевод.

Когда классный руководитель пытался ей помочь и указывал на другие способы работы, она упорно отказывалась изменить что-нибудь в приемах своего заучивания, утверждая, что всегда учила именно так.

Все эти примеры, число которых можно было бы увеличить до бесконечности, знакомы любому учителю и свидетельствуют о том, что это явление имеет довольно широкое распространение во всех классах школы.

Наблюдением и изучением неуспевающих школьников описываемого типа было установлено, что многие из них далеко не всегда и не во всякой деятельности являются малосообразительными и неспособными. Вне учебных занятий, например, в игре или при выполнении практического дела, многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Вне учения они часто ничем не отличаются от своих товарищей. Больше того, надо отметить, что некоторые ученики испытывают трудности и оказываются неспособными даже не во всех областях учебной деятельности. Во многих учебных заданиях такие школьники ориентируются, соображают и понимают так же хорошо, как и остальные школьники. Это особенно ясно видно при анализе учебной работы младших школьников. Например, в I классе многие ученики, относящиеся к этой группе, как правило, ведут себя совершенно соответственно указаниям учителя уже с первых дней обучения в школе. Многие из них могут рассчитать, где именно надо писать, т. е. на сколько клеток надо отступить сверху и сбоку, могут правильно списать с доски или учебника пример или предложение. Трудности в учении наступают для них только в тех видах учебной деятельности, которые требуют активной умственной работы, умственных усилий. Например, произвести вычисление в арифметическом примере, подчеркнуть определенные слова в предложении, использовать грамматическое правило.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.