Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Решение задач по арифметике

Другая ученица IV класса Люся К. училась плохо по всем предметам, труднее всего ей давалась арифметика, особенно решение задач. Анализ способов ее работы показал, что и здесь мы имеем те же особенности учебной деятельности. При решении задач Люся прежде всего стремилась, не думая и не размышляя, решить данную задачу так, как она решала предыдущие задачи. Часто она применяла указания учительницы совсем не к тем задачам, к которым они давались. Так, ей надо было решить следующую задачу: «В магазине продали чайников в первый день на 6656 руб., во второй на 7644 руб., в первый день продали на 19 чайников меньше, чем во второй. Сколько чайников продали в каждый из этих дней?».

Решая эту задачу, Люся пишет первый вопрос: «На сколько рублей больше продали чайников во второй день, если было поровну?» На вопрос, зачем она вписала «если было поровну?», Люся ответила: «Учительница сказала: Девочки, если вы сознательные и понимаете задачу, то нужно писать «если было поровну».

Объяснить девочке, что учительница говорила это по отношению к другим задачам, не удалось, Люсю нельзя было переубедить.

Особенно ярко черты, характеризующие интеллектуальную пассивность, проявлялись у двух учениц V класса — Оли П. и Жени С. Обе девочки до V класса, в котором они остались на второй год, сидели также по два года в I, III и IV классах. Все учителя, без исключения, как обучавшие их в младших классах, так и занимавшиеся с ними в V классе, утверждали, что они являются умственно отсталыми и не в состоянии усваивать программу обычной школы. В V классе обе ученицы имели по всем предметам оценку «два».

Наблюдая за ними, можно было видеть, что они даже и не стремятся понять смысла читаемого текста, а тратят все усилия на то, чтобы его запомнить. Для того чтобы выучить три-четыре строчки учебника (по истории, географии или естествознанию), они затрачивали от одного до полутора часов, зазубривая по полуфразе, иногда по два-три слова. Выяснилось, что многих слов они не понимали, причем не делали попытки их понять, не спрашивали их значения и, что является очень характерным, отказывались выслушать объяснение этих слов, утверждая, что их легче выучить так.

Условия арифметической задачи эти ученицы даже не читали, они сразу смотрели ответ, а затем пытались комбинировать имеющиеся в задаче числовые данные и очень скоро прекращали самостоятельные попытки решить задачу. В классе они списывали решение задачи у кого-нибудь из товарищей.

В изложении они перепутывали факты и события, писали совершенно несуразные вещи. Вместе с тем в тетрадях у них всегда было выполнено все, что требуется. Чистое и аккуратное выполнение всех письменных заданий дома свидетельствовало о том старании, с которым эти девочки работали.

Казалось бы, что эти ученицы не могут обучаться в школе и что пребывание их в обычной школе является случайностью. К сожалению, изучение неуспевающих учеников в различных школах и классах показало, что аналогичные случаи встречаются в школах в довольно большом количестве.

Так, выяснилось, что ученик V класса Боря Л. не только не понимал всех слов того отрывка, который он учил, но он даже и не все прочитывал. Иногда он читал начало фразы, иногда ее конец, иногда выпускал несколько фраз в отрывке. В конце концов, если учесть, что он все равно не понимал смысла читаемого, этот школьник даже поступал разумнее своих товарищей.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.