Результаты анализа материала
В результате дальнейшего анализа материала удалось, во-первых, показать, в чем причина неуспеха Нины; во-вторых, выявить, как она сама относится к этому неуспеху, чего она хочет и к чему стремится в этой области; и, в-третьих, выяснить, почему и в результате, каких жизненных обстоятельств потребность быть на высоте в этой области является для девочки настолько важной, что неуспех здесь может вызвать аффективные переживания.
Остановимся на каждом из указанных вопросов.
Наблюдения, беседы с Ниной, с другими детьми и воспитателями помогли понять, почему Нине не удается справиться с обязанностями командира. Это объясняется тем, что в любом деле, которое надо Нине организовать, она сама не принимает никакого участия. Став командиром, она только распоряжается и приказывает, сама при этом реально ничего не выполняя.
Сравнение с поведением детей того же возраста, которым удается хорошо организовать своих товарищей для выполнения какого-нибудь дела, показывает, что это может быть только в том случае, когда дети, выполняющие обязанности командира, работают сами не только наравне с другими детьми, но даже больше, чем они.
Понятно, почему это происходит. Для маленьких детей 9—10 лет в школе-интернате работа в общем проста. Она состоит, главным образом, из самообслуживания, уборки помещения, несложной починки своего белья и платья, дежурств и т.п. Функция командира в основном сводится к тому, чтобы, обеспечив необходимый инвентарь, добиться от детей выполнения дел, которые каждый ребенок умеет хорошо выполнять. В этих условиях от командира не требуется никакой сложной организаторской деятельности. Неоправданным поэтому является в глазах детей поведение командира, который сам ничего не делает, а только приказывает и командует. Дети протестуют против этого, не желают подчиняться. Другое дело, когда ребенок, стоящий в положении руководителя, сам активно работает. По его примеру вместе с ним выполняют работу и другие дети.
Нина не так понимает обязанности командира, не в этом для нее выступает смысл этого общественного поручения.
Из беседы с девочкой совершенно отчетливо видно, что основное для нее — это возможность выделиться, командовать, занимать положение выше других детей. Она говорит об этом прямо и откровенно.
Выбирая (по карточкам) то общественное поручение, которое ей хотелось бы выполнить, Нина сначала остановилась на обязанности председателя совета интерната, а затем на обязанности старосты класса.
Эксп. Почему ты хотела быть бы старостой класса, а не членом совета интерната?
Нина. Потому что в классе мои знакомые ребята, над ними интересно командовать.
Эксп. Почему тебе нравится быть старостой класса?
Нина. Во-первых, его обязаны все слушаться; во-вторых, он командует и приказывает; в-третьих, он помощник учителя и воспитателя.
Эксп. А ведь у старосты много работы и забот.
Нина. Какая работа? Я распоряжусь, а ребята все сделают.
Эксп. Ведь староста сам должен делать все, делать больше, чем другие дети.
Нина. Что вы, так неинтересно. Главное — это командовать и распоряжаться. А они обязаны меня слушаться.
13.06.2018